До конца года почти во всех регионах страны, наконец, начнут взимать плату за будущий капитальный ремонт жилых домов. Количество ветхого и аварийного жилья в России от года к году увеличивается, но граждане не спешат вносить средства на счета Фондов капремонта, как и в целом за коммунальные услуги. Особенно страдают военные городки, ради решения коммунальных проблем которых приходится привлекать министров.
Россияне не хотят оплачивать капитальный ремонт своих домов, приходят к выводу эксперты спустя год после начала работы программы. В ряде субъектов федерации пока непривычные "ремонтные" квитанции оплачивают меньше 20% жителей. Что не удивительно: граждане порой с трудом заставляют себя оплатить за газ и воду, которые они уже потребили, а уж эфемерный ремонт, который по программе может случиться с их домом лишь лет через 15, и подавно.
Заметим, Петербург, Новосибирск, Воронеж, Казань и некоторые другие столицы дают показатель почти в 85%. В большинстве областей удается собрать около 50% средств, однако есть среди регионов и злостные неплательщики. Речь о Кабардино-Балкарии, Пермском крае, Дагестане, Ингушетии и Туве, где сборы еле-еле достигают 20%. По данным Минстроя и ЖКХ, в среднем по России за будущий ремонт квадратного метра жилья платят 6 рублей. Белокаменная выкладывает по 15 рублей, но, правда, только с 1 июля текущего года - слишком велик жилищный фонд Москвы, чтобы скоро рассчитать ставки.
Надо думать, что при таких поистине столичных расценках москвичи тоже будут нести деньги в кассу без особой радости и рвения. Однако Фемида не дремлет: в России формируется судебная практика по взысканию задолженности за капремонт с собственников квартир. Бурятия, Оренбургская, Рязанская и Курганская области стали пионерами в этом вопросе. В Рязани уже семеро неплательщиков вынуждены были погасить долг по решению суда. Региональные операторы вовсе не брезгуют некрупными суммами: в Оренбургской области суд постановил взыскать с жителя Новотроицка сумму долга в размере 2803 рубля и 50 копеек.
География будет только расширяться, предрекают руководители регионов-пионеров. И последствия для конкретного жителя могут быть вполне суровыми. Но цель властей не забросать граждан повестками, а донести до них: страдают в первую очередь сами дома, особенно старый фонд, который невозможно ремонтировать без народных вливаний.
Одной из первых жертв стало имущество Минобороны. Как известно, военнослужащие статистически являются одной из самых типичных категорий неплательщиков в стране. В конце зимы вице-губернатору Московской области Ильдару Габдрахманову пришлось встречаться с главой Минобороны Сергеем Шойгу, чтобы уладить вопрос, в частности, по долгам за коммунальные ресурсы управляющей компании «Славянка» и по капитальному ремонту многоквартирных домов, собственником которых является министерство.
Государство не только обеспечивает контрактников служебными квартирами, после увольнения они получают жилплощадь на постоянной основе. Кроме того, им также выплачивается денежная компенсация за найм жилья в качестве социальной формы поддержки, которая может достигать 15 тыс. рублей.
При этом весь жилой фонд министерства обслуживается только из тех средств, что собираются с жителей, так как Фонда капремонта у Минобороны нет. Таким образом, ведомство просто не обладает достаточным бюджетом для ремонта жилья военных, которые упорно не платят по счетам.
Компания "Славянка" вышла на рынок ЖКХ в 2010 году, когда площадь ветхого и аварийного жилья в России в совокупности составляла 99,4 млн кв. метров. И, по данным Федеральной службы государственной статистики, с 2000-го по 2010-й этот показатель увеличился более чем в 1,5 раза. Тогда почти 60% жилых домов были в состоянии серьезной степени изношенности, износ остальных мог колебаться от 0% до 30%. Особенно печально на общем фоне выглядят Ингушетия, Тыва, Дагестан, Якутия, Коми, Магаданская, Астраханская и некоторые другие области.
Проблему пытались решить поправками в Жилищный и Градостроительный кодексы, пакетом федеральных законов, федеральной целевой программой "Жилище". Благодаря поправкам, на собственников жилых помещений стала возлагаться обязанность не только за сами квартиры, но и за ремонт и содержание общедомового имущества. Если ранее ремонтом многоквартирных домов занимались органы МСУ, то затем ответственность упала на плечи собственников, что в теории должно позволить лучше контролировать процесс.
Объем ветхого и аварийного жилья в России по-прежнему составляет примерно 1 млрд кв. метров. Основная причина сложившейся ситуации в том, что в течение двух последних десятилетий не осуществлялся капитальный ремонт и не проводились необходимые мероприятия по содержанию жилья.
В 2013 году общий долг военных городков перед РСО составлял 27 млрд рублей. Создание холдинга военного ЖКХ, который занялся обслуживанием военных городков и постепенно должен был ликвидировать долг, куда и вошла «Славянка», инициировал в свое время Сергей Шойгу. Сейчас это крупнейшее жилищно-коммунальное предприятие России, структура компании представляет собой систему обособленных подразделений из 37 филиалов.
В этом году из-за долгов без отопления могли остаться 23 жилых дома. Речь идет о задолженности в 1,8 млн рублей, накопленной петербургским филиалом "Славянки" перед поставщиком. При этом долг перед ресурсоснабжающей организацией у "Славянки" образовалась в результате неоплаченной поставки газа с января 2015 года.
Случай не единичный: летом в Вольске за долги отключили воду в домах военных, так как жители умудрились накопить задолженность по двум котельным в 5,2 млн рублей; в Ярославле подготовка к отопительному сезону объектов Министерства обороны под угрозой срыва из-за долгов ТГК-2в2 млн рублей.
Долги Министерства обороны перед поставщиками растут из-за систематических неплатежей за коммунальные услуги. Задолженность предприятий Минобороны перед крупнейшими генерирующими компаниями с начала года выросла на 15%, до 4,4 млрд рублей. Предполагается, что с долгами ведомство сможет разобраться только в 2016-2017 годах.
Осложняет данную ситуацию и то, что по всей стране в домах, которыми управляет "Славянка", есть как площади, принадлежащие исключительно министерству, так и приватизированные военными квартиры. Отметим, что сейчас большая часть жилищного фонда страны находится в частной собственности, эта доля за последние 20 лет увеличилась в два раза и составляет более 84%, и можно смело утверждать, что доля обеспеченности жильем в России близка к среднеевропейскому уровню.
В связи с этим жители этих домов сами должны полноценно участвовать в реализации программы капитального ремонта, но куда уж там до своевременных взносов за капремонт, если собственники квартир не могут оплатить даже потребляемые ресурсы.
Между тем, если по каким-то причинам жильцы не хотят оплачивать услуги своей текущей управляющей компании, они вполне могут выбрать себе другую. Благо, законодательство позволяет: достаточно созвать собрание собственников и переизбрать УК или создать ТСЖ на свой вкус. В случае необходимости поможет и суд: в Липецке те же военные создали прецедент, решив отказаться от услуг "Славянки". Благодаря изменениям в российском законодательстве и статье 161 ЖК РФ, собственники жилья даже не могут, а обязаны взять на себя ответственность за свои дома и осознанно выбрать управляющую компанию. Однако если и потом оказанные услуги жильцов не устроят, а дома будут содержаться из рук вон плохо, то бороться с халатностью им придется самостоятельно.
"Военный" элемент в проблемах сборов за коммунальные услуги и капремонт не уникален. В 2015 году в Петербурге, где, как уже отмечалось, 85% сборов все же поступают в Фонд, разгорелся скандал о затягивающемся ремонте кровель перед отопительным сезоном, не обошлось без отставок. Официальная причина - не смогли между собой договориться городской Жилищный комитет и тогдашнее руководство Фонда капремонта. Система недавно созданных Фондов капремонта не отлажена, и решать ее следует комплексно. К слову, премьер-министр Дмитрий Медведев уже анонсировал более жесткие меры по взысканию долгов и возросшие пени, которые вступят в силу уже этой осенью.