Общественные и социальные новости
2434 | 0

Москва стала «столицей реагентов»

Москва стала «столицей реагентов»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Использование реагентов на улицах Москвы стало одной из главных проблем уходящей зимы. Почему привычные песок и гранитная крошка, которые десятилетиями успешно использовали коммунальщики, объявлены вне закона? Каким должно быть идеальное дорожное покрытие в городе?

В конце января после заморозков в городе прошел ледяной дождь, и жизнь москвичей превратилась в ад. Тротуарная плитка покрылась тонкой наледью, поэтому любая прогулка по ней стала приравниваться к экстремальному виду спорта. Видео, снятое свидетелями, говорило о том, что сотни переломов, случившихся с горожанами всего за две недели, - это не предел. Могло быть хуже.

РЕАГЕНТЫ С СЕКРЕТОМ

Почему в Москве случился этот коллапс? Ни сами руководители департамента ЖКХ, ни независимые эксперты не скрывают: причина в новых реагентах. Столичные чиновники совсем недавно хвастались - в столице теперь не вывозят снег на грузовиках, его растапливают прямо в городе. Глава департамента природопользования Антон Кульбачевский не без гордости заявил, что в городе остается не более 5 процентов снега. Страсть к экспериментам обошлась сотням людей переломами рук и ног.

«Асфальт покрывается льдом меньше и реже, чем плитка. На ней неровности, выемки между камнями собирают воду, она скапливается и очень быстро замерзает. Кристаллы льда разрастаются дальше по поверхности. Можно убирать наледь механически, но это дорого и требует использования армии дворников. Можно залить все это реагентами. На несколько часов лед растает, но затем химическая реакция заканчивается и вода опять превращается в куда более серьезный слой льда», - рассказывает научный сотрудник Московского института коммунального хозяйства и строительства Юрий Власов.

Между тем десятилетиями город благополучно пользовался пескосоляной смесью. В середине 1990-х ее заменили технической солью, а в 2001-м власти решили отказаться и от нее - якобы этот состав забивал водостоки и трубы. Тогда в городе появились реагенты на основе хлористого магния. Экологи подняли тревогу - магний скапливался в почве, чем наносил природе непоправимый ущерб. Поэтому сейчас вся химия основана на хлористом кальции. Москвичи жалуются: соль, конечно, оставляла на обуви белые разводы, но не уничтожала сапоги и ботинки так, как это делают сегодняшние реагенты. И владельцы животных не вздыхали над изуродованными лапами своих питомцев.

«Из Москвы исчезают птицы: воробьи, голуби, вороны. Они едят реагенты и погибают», - заявила депутат Мосгордумы Елена Шувалова. «Действительно, с птицами творится что-то странное. Появились сообщения, что они стали вести себя агрессивнее», - подтвердил депутат Евгений Герасимов. Но реагенты закупают в огромных количествах. Почему?

Экологи говорят о том, что пескосоль стоит буквально копейки - в среднем 100 рублей за мешок в 25 килограммов. За этот же объем технической соли попросят 150 рублей. Совсем другое дело противогололедные реагенты на основе хлорида магния. Здесь закупка четверти центнера обойдется в 500-530 рублей. Та химия, которой пользуются коммунальщики сегодня, обходится бюджету в 400-450 рублей за мешок. Нетрудно догадаться, почему именно ей отдается предпочтение.

На реагенты городской бюджет тратит сегодня около 7 миллиардов рублей в год. Эксперты утверждают, что на химию хватит и 2 миллиардов. Значит, 5 миллиардов буквально уходят в песок?

АРИФМЕТИКА ЗДРАВОМЫСЛИЯ

Член Совета по правам человека при президенте РФ Андрей Бабушкин утверждает, что ежегодный ущерб от применения химии на дорогах составляет 50 миллиардов рублей. Но шансов на то, что в город опять завезут куда более безопасные песок и гранитную крошку, практически нет. Слишком многим выгодно использование химии.

«Допустим, реагенты повреждают днища 1 миллиона машин в год, из-за этого стоимость машины падает на 10 тысяч рублей. Умножим, получим 10 миллиардов рублей - это ущерб, который получают люди. В Москве 8 миллионов пешеходов, каждый за сезон пользуется двумя-тремя парами обуви, а стоит она минимум 2 тысячи. Мы видим, что из кармана людей вытаскивают 16 миллиардов рублей. Реагент - это Клондайк для всевозможных производителей,» - говорит Бабушкин.

Столичное правительство каждый год покупает около 500 тысяч тонн реагентов. Начиная с 2011 года запасы ни разу не были израсходованы полностью, но, тем не менее, их закупка постоянно увеличивается. Бабушкин замечает, что в городе до сих пор не появились простейшие дозаторы, с помощью которых реагенты высыпаются на дороги в строго определенных количествах, поэтому коммунальщики кладут их на свое усмотрение толстым слоем.

Эксперт считает, что куда разумнее увеличить количество дворников. «Один дворник получает 25 тысяч рублей. На 1 миллиард можно нанять 3 тысячи человек. Если сократить приобретение реагентов до суммы 2 миллиарда, то можно нанять 15 тысяч дворников», - утверждает Бабушкин. Он замечает при этом, что вопрос реагентов будет интересен не только экологам и коммунальщикам, но и представителям Следственного комитета РФ.

Каким в идеале должно быть дорожное покрытие?

«Для покрытия дорог другие страны сразу применяют материалы с шероховатой поверхностью - это асфальтобетон, бетон, натуральный камень. На самых популярных участках дорог используют геотермальные технологии обогрева дорог: под проезжую часть и мостовую закладывают трубки, по которым идет горячая жидкость, или проводят слабый ток через бетонные плиты, которые содержат металлическую стружку», - рассказывает архитектор Яна Козак. В том, что на поверхности, не пропускающей воду, мгновенно появляется скользкая ледяная корка, нет ничего удивительного. В этой ситуации надо всего лишь превратить гладкую поверхность в шершавую. Это делается с помощью песка или гранитной крошки. Тогда и подошва обуви, и колеса машин не будут скользить.

Все эти тонкости давно хорошо известны специалистам. Вот только кто-нибудь спросил их мнение?

Материал подготовила Наталья Пуртова

Фото Ю. Третьякова

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.