У меня сорвалось интервью. Доктор наук, биохимик, ведущая научная сотрудница крупного академического института позвонила и дрожащим голосом сообщила: мошенники увели у нее из-под носа полмиллиона рублей, и теперь она вынуждена тратить все свое время на юристов и правоохранителей, чтобы попытаться как-то вернуть деньги - сумму для нее огромную.
Схема оказалась несложной и неновой: звонят якобы сотрудники Следственного комитета и сообщают, что некто написал на нее фальшивую доверенность и, чтобы спасти деньги, которые могут вот-вот уйти из-под носа, надо срочно перевести их на резервный счет, а через 20 минут они вернутся. Тут же подключаются «банкиры» и подтверждают необходимость этой операции. Но деньги не вернулись ни через 20 минут, ни через два часа, ни через два дня.
«Как я, человек образованный и вроде бы неглупый, могла попасться на эту удочку, не понимаю», - подытожила моя собеседница.
Действительно, как и что делать, чтобы не попадаться? Об этом мы спросили специалиста.
Владислав Латынов, старший научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН, кандидат психологических наук.
- Владислав Викторович, наверное, сегодня уже нет людей, которые не знают о мошенниках. Тем не менее мы регулярно попадаемся в том числе умные, образованные, ученые. Почему такое происходит?
- В основе человеческого поведения лежат представления и установки. Одна из них связана с тем, что их нельзя обмануть, они всегда поймут, раскусят жулика, не дадут обвести себя вокруг пальца. С другой стороны, у них подсознательное доверие к авторитетам, и если на том конце провода кто-то представляется сотрудником полиции или прокуратуры, возникает мысль: а вдруг правда? И они начинают слушать.
- Но ведь сейчас в массовом сознании уже укоренилось понимание того, что это орудуют мошенники, им доверять нельзя.
- Речь о заложенном в человеке на базовом уровне доверии к социальным институтам. Если вам говорят, что звонят из Следственного комитета, доверие возникает самопроизвольно. Недаром чаще попадаются не молодые люди, а более пожилые, воспитанные на мысли, что из полиции может звонить только полицейский!
- Этому подвержены в большей степени люди, неуверенные в себе?
- Наоборот, излишне в себе уверенные, думающие, что они устоят. Когда человек слишком в чем-то уверен, у него складывается неадекватное представление о степени своей устойчивости и его легче сбить с толку. Играет роль еще и то, что эти люди всю жизнь провели в более или менее справедливом обществе, где не принято обманывать. Назовем это добрым миром. С попытками его обмануть обычный человек сталкивается редко. Может быть, раньше только обвешивали в магазине и недоливали пива.
- А как же «МММ» и все эти «Русские дома «Селенга», через которые многие прошли? Неужели они все это забыли?
- Это случилось уже 30 лет назад. Многие были склонны считать, что просто прогорела фирма. А были и такие, кто продолжал верить. Помните, как Мавроди выносили на руках из тюрьмы? Люди туда сами несли деньги, ожидая прибыли. Здесь же совсем другое: мошенники приходят в их дом, и в это поверить очень сложно.
- В ситуации, которая побудила меня к этой беседе, человек ждал звонка из полиции, поскольку незадолго до этого обращался туда с заявлением по другому поводу. Могло ли это сыграть свою роль в том, что он начал с ними разговаривать?
- Безусловно, эта ситуация сыграла мошенникам на руку. Человек был морально настроен на разговор с ними. Жулики знают, что среди их потенциальных клиентов есть 40-50 процентов таких, кто может поддаться их влиянию. Они только меняют схемы и социальные институты - суть остается той же. Еще недавно было в ходу говорить о финансировании за ваш счет спецоперации или, наоборот, о передаче ваших денег ВСУ. Сейчас, насколько я знаю, часто звонят якобы из Центробанка, реже - из Генпрокуратуры.
- Недавно мне был как раз такой звонок якобы из прокуратуры, и, скажу честно, они несли такую чушь, что логику я так и не уловила. Видимо, не смогли придумать ничего путного.
- Нет, там все было продумано. У человека есть два типа реагирования. Первый тип - аналитическое реагирование, когда надо хорошенько подумать, все взвесить, задать интересующие вопросы. И второй тип - так называемое эвристическое реагирование, когда у человека нет мотивации и он просто слушает собеседника, не включая мозг. Вас попытались повести именно по этому пути.
При этом включается дефицит времени, искусственно созданные помехи, когда человека торопят решать вопрос скорее, иначе будет поздно. Цель - переключить с аналитического на эвристический анализ, когда человек реагирует на какие-то внешние побудители - те же социальные институты или рекламу товара.
- Понятно, что мошенники никуда не денутся, они будут придумывать новые схемы и обманывать людей. Что делать, чтобы не попадаться на эту удочку?
- Тут нужна значительная активность банков и госструктур. Практически во всех жульнических схемах есть один сходный момент - перевод на защищенный счет. Почему бы не создать что-то вроде социальной рекламы, где бы всем объясняли, что таких счетов не существует?
- А что делать обычному человеку, когда ему звонят? Просто повесить трубку?
- На самом простом уровне - не начинать разговор. Хотя в нашем старшем поколении заложена некоторая вежливость: нехорошо бросать трубку, когда к тебе обращаются по имени-отчеству и здороваются, надо обязательно выслушать собеседника. А если он еще говорит, что он полковник юстиции, тем более. Пожилые люди с готовностью все расскажут: и где у него деньги лежат, и в каком количестве.
Не нужно этого делать! Не можете просто повесить трубку - предложите собеседнику написать всю информацию в виде СМС-сообщения. Если он говорит, что из полиции, пусть вызовет повесткой. Обязательно обсуждайте все с близкими и родственниками. Кстати, они могут обещать, что вызовут наряд, если вы им не подчинитесь. Недавно мою жену так запугивали. Не надо на это реагировать. Не идите у них на поводу.
- А если спросить у них номер телефона: дескать, давайте я вам сама перезвоню?
- Тут они могут вам сказать, что у них защищенный номер, на который вы не сможете дозвониться. Первый и главный совет - в разговор не вступать, второй - никакой информации не передавать, третий - сказать, что сначала вы обсудите все с родственниками. Скорее всего, эти жулики больше вам не позвонят.
Подготовила
Наталия Лескова
Фото: LEGION-MEDIA