Большевики учили детей по-царски, а мы - варварски — Мир новостей
Сегодня 17 февраля 2019 г., воскресенье, 05:58USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Общественные и социальные новости

Большевики учили детей по-царски, а мы - варварски

6 сентября 2013
hits 2105

Главные двигатели мировой экономики сегодня - три “И”: информатизация (читай - интеллект), инфраструктура, индустриализация. Все это не работает без грамотной системы образования. У нас, похоже, от нее скоро останутся только “эффективные менеджеры”. Не впрок нам ни исторический, ни зарубежный опыт.

Недавнее падение ракеты-носителя “Протон-М”, угробившей три спутника оте­чественной навигационной системы “Глонасс”, принесло ущерб в 4,4 млрд рублей. Репутационных убытков еще больше. Эту систему мы вымучиваем много лет, пытаясь догнать и перегнать США с их навигационной системой GPS. Пока безуспешно. Миллионы высококлассных специалистов, инженеров и ученых, на которых держался советский космос (на их подготовку не жалели ни сил, ни времени, ни средств), ушли на пенсию, уехали за границу, умерли, наконец. Смены им практически нет. Вал менеджеров-юристов-экономистов, которых штампует нынешняя высшая школа, не способен обеспечить космические запуски. В оборонно-промышленном комплексе средний возраст спецов - 60 лет. И на пенсию их отпускать не торопятся: иначе кранты!

Римская империя накрылась, по сути, из-за дефицита кадров. Пришли варвары - позакрывали школы. Не было смены специалистов, способных поддерживать в рабочем состоянии мельницы, склады, дороги, акведуки, системы канализации и т.д. К тому же в VIII веке н.э. арабы захватили Египет и прекратили экспорт папируса в Европу. Лишившись дешевого писчего материала, то есть распространения грамотности и научной мысли, она надолго погрязла в косности и бедности. Уровня жизни даже среднего класса Римской империи элита Италии смогла достигнуть только через тысячу лет - до этого приходилось обходиться минимумом удобств. Но это не значит, что мы застрахованы от ошибок пращуров.

Недавно умершую Маргарет Тэтчер ее же сограждане хоронили со смешанными чувствами. Половина горевала и славила. Другая считала, что тэтчеризм оставил страну без индустрии и, как теперь становится ясно, без будущего. Пока железная леди закрывала производства и развивала финансовый, то есть спекулятивный, сектор, Германия провела “вторую индустриализацию”. Теперь она уверенно занимает первое место в европейской экономике, оставив Англию далеко позади. Так что плачущих по баронессе Тэтчер было примерно столько же, сколько и тех, кто ходил с плакатами “Наконец-то ведьма умерла!”.

Мы свою систему образования профукали. Некоторые при этом имеют в виду систему советскую. А ведь большевики попросту продолжили школьную реформу Николая II. Никогда Россия не тратила столько средств на становление национальной системы образования: с 1894 по 1916 год финансирование этой сферы увеличилось в 10 раз. Даже Первая мировая война не заставила свернуть реформы. В результате в России возникла так называемая школьная сеть - больше сотни тысяч школ шаговой доступности, то есть не более трех верст от каждого населенного пункта, где были дети. Всего же в Российской империи к 1916 году было 140 тысяч учебных заведений (сегодня - 65 тысяч).

И “николаевские” бесплатные школы, где неимущих учеников снабжали учебниками, кормили и одевали, не были деревенскими избушками. В типовом проекте на 30-35 учащихся предусматривались предметные кабинеты, библиотека, спортзал, столовая и т.д. Резко тогда выросли и зарплаты педагогов. В результате в несколько раз удалось поднять уровень грамотности в стране. В Первую мировую войну из каждых пяти новобранцев был только один неграмотный.

Ни Николаю II, ни советской власти не пришла в голову идея, что на образовании нужно экономить, в том числе и на зарплате педагогам. А вот нынешний “подушевой” принцип финансирования образования уже привел к тому, что пережившая все катаклизмы XX века школьная сеть значительно сократилась. Решено не тратиться на школу для нескольких детей и пренебречь принципом шаговой доступности. Малокомплектные школы продолжают закрывать. Сельских детей, бывает, возят в школу за десятки километров на аварийных автобусах и по ужасным дорогам. Неудивительно, что не все родители соглашаются на такое “образование”,  поэтому в России стремительно растет количество неграмотных молодых людей.

КСТАТИ
В Российской империи к 1916 году было 140 тысяч учебных заведений, сегодня - 65 тысяч.

Теперь “подушевое” финансирование собираются ввести и в вузах. Если следовать логике нового закона об образовании, то больше всего государственных средств должны получать те вузы, где больше всего студентов. И какой-нибудь свежеиспеченный университет, куда, не особенно напрягаясь, зачисляют всех и “учат чему-нибудь и как-нибудь”, останется в явном выигрыше. Ведь для выпуска специалиста той же космической промышленности нужен специальный отбор абитуриентов, нужны дорогая лабораторная база, большое количество знающих преподавателей и т.д. Скажем, в МГТУ им. Баумана соотношение - на каждых четырех студентов один преподаватель. А в Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ), который образован в 2002 году, один преподаватель приходится уже на 25 студентов. С “нормативно-подушевым” подходом РГТЭУ явно будет признан более успешным, чем МГТУ им. Баумана.

Точно так же один из старейших и знаменитейших российских вузов - Московский архитектурный институт (МАрхИ), которому 250 лет, был назван отраслевым ведомством в числе “неэффективных”. При этом прославившаяся недавно Государственная классическая академия им. Маймонида (а прославилась она тем, что ее студенты, главным образом выходцы с Кавказа, устроили потасовку с ОМОНом) почему-то в число “неэффективных” не вошла. Видимо, там с “нормативно-подушевым” все в порядке.

Один из нынешних вице-премьеров, не хочу называть его фамилию, прямо заявил, что “нужно отменить стандартные стипендии у студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсации”.  То есть во времена Ломоносова стипендии были, в младые годы этого государственного мужа - тоже. А теперь, стало быть, с этим надо покончить?

Средства бюджета тратятся не на повышение качества образования и его доступность, а, например, на совершенствование ЕГЭ. Потому как его несовершенство все сильнее режет глаз. Чтобы это мероприятие, ставшее всероссийским посмешищем и “съевшее” уже миллиард долларов, хоть немного подправить, реформаторы требуют в несколько раз больше.

А где-то в Швеции, например, учиться бесплатно могут все и в любом возрасте, получая хоть несколько образований. В России на образование идет всего 3,5% ВВП, а вот в Бразилии решили тратить 10%. Ну так мы уже и проигрываем Бразилии по объему производства. Вот так экономное образование и добивает экономику.

Эмилия Шевелева

Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (3)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Россиян освободят от «зарплатного рабства»
В 2014 году Госдума приняла закон, наделяющий россиян правом самостоятельно выбирать банк для получения зарплаты. Однако, как признают в Центробанке и кредитных организациях, документ не работает.
11 февраля 2019
Зачем пугает Силуанов?
На минувшей неделе в интернете с недоумением цитировали высказывания Антона Силуанова о том, что в ближайшие годы жизнь в стране не улучшится и граждане должны быть к этому готовы.
11 февраля 2019
Бои усиливаются на всех фронтах Новороссии
В ДНР готовятся к массированным атакам украинской армии.
14 февраля 2019
В России появятся ментальные инвалиды
В российском законодательстве появится термин «ментальный инвалид». С таким заявлением выступил замглавы Минтруда Григорий Лекарев в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи.
15 февраля 2019
Якутский министр предложил россиянам больше работать
Глава Министерства образования Якутии Владимир Егоров выразил мнение, что семьи, которым не хватает на дошкольное образование ребёнка должны больше работать. Таким образом он прокомментировал отмену компенсации за детский сад, коснувшуюся большинства жителей республики.
12 февраля 2019
Производитель худшего чёрного чая попытался оправдаться
Во вторник Росконтроль обнародовал итоги проверки чёрного крупнолистового чая, которую не прошли такие марки как «Крепкие традиции» и Lipton. Производитель «Крепких традиций» поспешил оспорить выводы Росконтроля и заявил, что его продукция соответствует всем требованиям.
13 февраля 2019
Загрузка...