Общественные и социальные новости
2622 | 0

Большевики учили детей по-царски, а мы - варварски

Главные двигатели мировой экономики сегодня - три “И”: информатизация (читай - интеллект), инфраструктура, индустриализация. Все это не работает без грамотной системы образования. У нас, похоже, от нее скоро останутся только “эффективные менеджеры”. Не впрок нам ни исторический, ни зарубежный опыт.

Большевики учили детей по-царски, а мы - варварски
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Недавнее падение ракеты-носителя “Протон-М”, угробившей три спутника оте­чественной навигационной системы “Глонасс”, принесло ущерб в 4,4 млрд рублей. Репутационных убытков еще больше. Эту систему мы вымучиваем много лет, пытаясь догнать и перегнать США с их навигационной системой GPS. Пока безуспешно. Миллионы высококлассных специалистов, инженеров и ученых, на которых держался советский космос (на их подготовку не жалели ни сил, ни времени, ни средств), ушли на пенсию, уехали за границу, умерли, наконец. Смены им практически нет. Вал менеджеров-юристов-экономистов, которых штампует нынешняя высшая школа, не способен обеспечить космические запуски. В оборонно-промышленном комплексе средний возраст спецов - 60 лет. И на пенсию их отпускать не торопятся: иначе кранты!

Римская империя накрылась, по сути, из-за дефицита кадров. Пришли варвары - позакрывали школы. Не было смены специалистов, способных поддерживать в рабочем состоянии мельницы, склады, дороги, акведуки, системы канализации и т.д. К тому же в VIII веке н.э. арабы захватили Египет и прекратили экспорт папируса в Европу. Лишившись дешевого писчего материала, то есть распространения грамотности и научной мысли, она надолго погрязла в косности и бедности. Уровня жизни даже среднего класса Римской империи элита Италии смогла достигнуть только через тысячу лет - до этого приходилось обходиться минимумом удобств. Но это не значит, что мы застрахованы от ошибок пращуров.

Недавно умершую Маргарет Тэтчер ее же сограждане хоронили со смешанными чувствами. Половина горевала и славила. Другая считала, что тэтчеризм оставил страну без индустрии и, как теперь становится ясно, без будущего. Пока железная леди закрывала производства и развивала финансовый, то есть спекулятивный, сектор, Германия провела “вторую индустриализацию”. Теперь она уверенно занимает первое место в европейской экономике, оставив Англию далеко позади. Так что плачущих по баронессе Тэтчер было примерно столько же, сколько и тех, кто ходил с плакатами “Наконец-то ведьма умерла!”.

Мы свою систему образования профукали. Некоторые при этом имеют в виду систему советскую. А ведь большевики попросту продолжили школьную реформу Николая II. Никогда Россия не тратила столько средств на становление национальной системы образования: с 1894 по 1916 год финансирование этой сферы увеличилось в 10 раз. Даже Первая мировая война не заставила свернуть реформы. В результате в России возникла так называемая школьная сеть - больше сотни тысяч школ шаговой доступности, то есть не более трех верст от каждого населенного пункта, где были дети. Всего же в Российской империи к 1916 году было 140 тысяч учебных заведений (сегодня - 65 тысяч).

И “николаевские” бесплатные школы, где неимущих учеников снабжали учебниками, кормили и одевали, не были деревенскими избушками. В типовом проекте на 30-35 учащихся предусматривались предметные кабинеты, библиотека, спортзал, столовая и т.д. Резко тогда выросли и зарплаты педагогов. В результате в несколько раз удалось поднять уровень грамотности в стране. В Первую мировую войну из каждых пяти новобранцев был только один неграмотный.

Ни Николаю II, ни советской власти не пришла в голову идея, что на образовании нужно экономить, в том числе и на зарплате педагогам. А вот нынешний “подушевой” принцип финансирования образования уже привел к тому, что пережившая все катаклизмы XX века школьная сеть значительно сократилась. Решено не тратиться на школу для нескольких детей и пренебречь принципом шаговой доступности. Малокомплектные школы продолжают закрывать. Сельских детей, бывает, возят в школу за десятки километров на аварийных автобусах и по ужасным дорогам. Неудивительно, что не все родители соглашаются на такое “образование”,  поэтому в России стремительно растет количество неграмотных молодых людей.

КСТАТИ
В Российской империи к 1916 году было 140 тысяч учебных заведений, сегодня - 65 тысяч.

Теперь “подушевое” финансирование собираются ввести и в вузах. Если следовать логике нового закона об образовании, то больше всего государственных средств должны получать те вузы, где больше всего студентов. И какой-нибудь свежеиспеченный университет, куда, не особенно напрягаясь, зачисляют всех и “учат чему-нибудь и как-нибудь”, останется в явном выигрыше. Ведь для выпуска специалиста той же космической промышленности нужен специальный отбор абитуриентов, нужны дорогая лабораторная база, большое количество знающих преподавателей и т.д. Скажем, в МГТУ им. Баумана соотношение - на каждых четырех студентов один преподаватель. А в Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ), который образован в 2002 году, один преподаватель приходится уже на 25 студентов. С “нормативно-подушевым” подходом РГТЭУ явно будет признан более успешным, чем МГТУ им. Баумана.

Точно так же один из старейших и знаменитейших российских вузов - Московский архитектурный институт (МАрхИ), которому 250 лет, был назван отраслевым ведомством в числе “неэффективных”. При этом прославившаяся недавно Государственная классическая академия им. Маймонида (а прославилась она тем, что ее студенты, главным образом выходцы с Кавказа, устроили потасовку с ОМОНом) почему-то в число “неэффективных” не вошла. Видимо, там с “нормативно-подушевым” все в порядке.

Один из нынешних вице-премьеров, не хочу называть его фамилию, прямо заявил, что “нужно отменить стандартные стипендии у студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсации”.  То есть во времена Ломоносова стипендии были, в младые годы этого государственного мужа - тоже. А теперь, стало быть, с этим надо покончить?

Средства бюджета тратятся не на повышение качества образования и его доступность, а, например, на совершенствование ЕГЭ. Потому как его несовершенство все сильнее режет глаз. Чтобы это мероприятие, ставшее всероссийским посмешищем и “съевшее” уже миллиард долларов, хоть немного подправить, реформаторы требуют в несколько раз больше.

А где-то в Швеции, например, учиться бесплатно могут все и в любом возрасте, получая хоть несколько образований. В России на образование идет всего 3,5% ВВП, а вот в Бразилии решили тратить 10%. Ну так мы уже и проигрываем Бразилии по объему производства. Вот так экономное образование и добивает экономику.

Эмилия Шевелева

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.