Но что это: очередной виток моды или какой-то флешмоб? И есть ли вообще смысл в этом занятии?
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Помнится, не так давно молодое поколение уже занималось чем-то подобным. В те годы была очень популярна водка с названием «Путинка». В пластмассовой пробке каждой бутылки был рассекатель жидкости, или, как его называли, бульбулятор. В нем-то и находилась «жемчужина», на которую охотились тинейджеры.
«Жемчужина» - это всего лишь шарик из прозрачного стекла диаметром меньше сантиметра. Никакой практической ценности эти стекляшки не имели, но обладание большим количеством шариков существенно повышало статус их владельца. Самые рьяные умудрялись собирать целые килограммы этого «богатства». Конечно, молодежь не покупала ради этого «Путинку» в таких количествах, шариками их обеспечивало более старшее поколение.
Может быть, и собирание пластиковых крышечек имеет такую же природу?
ЧТО, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ
Проект «Добрые крышечки» стартовал в декабре 2016 года. Он преследует двойную цель: сделать наш мир экологически чище и помочь детям, которым нужна поддержка.
С декабря 2016-го по середину июля 2020-го волонтеры собрали 270 тонн крышечек, за которые перечислено более 6 миллионов рублей на покупку инвалидных колясок, вертикализаторов, специальных кресел для детей с особенностями развития, которых воспитывают приемные семьи.
Главная задача проекта заключается в привлечении детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач, тем самым показывая, что каждый из нас может проявить заботу о другом и помочь без каких-либо материальных средств.
При этом каких-либо проблем со сдачей крышечек нет, пункты приема можно легко найти с помощью интернета. Но можно передать их знакомому школьнику, практически все учащиеся вовлечены в сбор крышечек.
ПОЧЕМУ ТОЛЬКО КРЫШЕЧКИ?
Действительно, а чем хуже крышечек их носители - пластиковые бутылки? Дело в том, что собирать и хранить крышки легче и приятнее, чем бутылки. Кроме того, пластик необходимо сдавать чистым, а вымыть крышечку гораздо проще, чем бутылку. К тому же последние занимают больше места, их хранение и транспортировка обходятся гораздо дороже. При этом себестоимость крышки почти такая же, как у бутылки.
Крышки от пластиковых бутылок сдаются отдельно от самих бутылок. Это обусловлено тем, что они изготовлены из другого вида пластика и их переработка требует иных условий.
Популярность «крышечного» движения объясняется тем, что это простой и незатейливый жест, который человеку ничего не стоит, а при этом помогает и экологии, и нуждающимся людям: на протезы, инвалидные коляски, дорогостоящее лечение и прочее.
МЫ ТАКИЕ НЕ ОДНИ
Россия далеко не первая страна, которая осознала необходимость переработки крышек. В Турции история со сбором пластиковых крышек началась в 2011 году.
Студент Эгейского университета Кусхтрим Ахмети пожалел женщину, которая тащила на своей спине ребенка-инвалида: у семьи не было денег на коляску. Он и придумал акцию «Голубая крышечка», чтобы на деньги за собранный пластик купить коляску.
В университете к инициативе отнеслись сначала подозрительно, но Ахмети удалось заручиться поддержкой декана, и уже через три месяца первая инвалидная коляска была приобретена.
Интернет, социальные сети, СМИ запестрили сообщениями о проекте, кампания из университета перекочевала на улицы, в общественные места - люди мастерили разного вида коробки, на деревьях появились пятилитровые пластиковые бутылки для сбора крышек, постепенно к акции присоединились кафе и рестораны. Акция собрала около 280 тонн пластика, было приобретено 1100 инвалидных колясок.
Если говорить об Италии, то там сбор крышек в каждой семье является настоящей доброй традицией. Практически в каждом доме есть ваза, наполненная яркими колпачками, которые периодически сдаются в спецпункты.
Интересной представляется и практика Польши, где собранные крышки используются в качестве материала для изготовления протезов.
А в Японии, которая славится своим бережным отношением к экологии, контейнеры и автоматы для сбора крышек стоят практически в каждом крупном сетевом магазине: жители охотно их собирают и приносят. Прекрасный опыт, который стоит перенять!
Валерий Мальчев,
фото Анны Суворовой