Город
2336 | 0

Искусство - под ногами

Искусство - под ногами
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Челябинск готовится превратить обычные крышки от канализационных люков в арт-объекты.

РАЗБИРАЮТ КАК ПИРОЖКИ

Сейчас в областном центре насчитывается 25 тысяч канализационных люков. Крышки от них постоянно воруют. В числе первых, кто занимается этим промыслом, - сборщики металлолома. Крышка весит 20 килограммов, а за кило железа дают 15 рублей. То есть, особо не напрягаясь, можно заработать три сотни «деревянных».

На втором месте в воровском рейтинге значатся строители - те в одном конце города снимают, в другом ставят. И наконец, третью строчку по количеству хищений канализационного имущества занимают… кто бы вы думали? Садоводы. Они мостят железными крышками дорожки в садовых хозяйствах.

Сейчас в Челябинске пытаются решить две проблемы: с одной стороны, сделать так, чтобы крышки не воровали, а с другой - превратить их в украшение города, преобразовать, так сказать, в объект для уличного искусства!

ЯПОНЦЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Идея превратить обычную крышку канализационного люка в арт-объект не особенно свежая. Она зародилась в Японии еще в середине 70-х годов прошлого века, где дизайнерские крышки с изображениями узнаваемых персонажей или известных достопримечательностей до сих пор встречаются в местах скопления туристов и на торговых улочках.

Все начиналось с незатейливого изображения рыбок. Сегодня крышки для люков превратились в популярную рекламную индустрию, причем в каждом из 1700 населенных пунктов Страны восходящего солнца разрабатывается свой уникальный дизайн. Но это в далекой Японии!

КРЫШКИ ОТОЛЬЮТ В КАСЛЯХ

Что касается Челябинска, то здесь решили организовать конкурс на лучшую крышку люка. На призыв откликнулись десятки предпринимателей. Они прельстились возможностью украсить своим брендом крышки люков, расположенных на центральных улицах города. Здесь собираются разместить 176 художественных крышек, которые планируется отлить в знаменитом городе уральского литья - Каслях.

Такая крышка обойдется примерно в шесть раз дороже обычной, но, как известно, искусство требует жертв. Тем более что организатор конкурса Сергей Ермаков обещает, кроме эстетической стороны, сделать акцент на безопасность. Челябинск станет рекордсменом России по количеству художественных крышек. И у воров, возможно, не поднимется рука посягнуть на святое…

МЕЖДУ ПРОЧИМ

В России есть немало мест, где благодаря энтузиастам спасены и превращены в культурные центры притяжения объекты архитектурного наследия.

Одним из таких центров стала деревня Поповка Саратовской области, в которой участники студенческой экспедиции обнаружили крестьянскую избу с расписным интерьером, включая изображение льва, датированным 1910-ми годами.

Весной 2011 года необычный дом, получивший название «Дом со львом», выкупила у хозяев и практически спасла от уничтожения искусствовед Юлия Терехова, устроив в нем музей. По мнению экспертов, расписные крестьянские дома, сохранившиеся до наших дней, редкость, а росписи такой большой площади и такого высокого качества и вовсе уникальная находка.

Другой энтузиаст, московский предприниматель Андрей Павличенков, на собственные средства отреставрировал затерянный среди лесов и холмов Галичской земли (Костромская область) старинный деревянный терем в деревне Асташово - один из немногих, которые богатые крестьяне строили на рубеже XIX-XX веков.

Терем был построен Мартьяном Сазоновым - подрядчиком, капиталистом и меценатом - в эпоху бурного роста Галичского края, но с наступлением революции был конфискован у семьи Сазонова, долгое время служил конторой колхоза. А в 1960-е годы, когда крестьяне, отчаявшись ждать дорог и электричества, потянулись в города, был заброшен и, если бы не Андрей Павличенков, наверняка погиб бы…

Сегодня терем функционирует как небольшой отель с культурно-историческим музеем на чердаке, а Павличенков c командой в социальных сетях ведет летопись пустеющих окрестных деревень, рассказывая об истории северного края. А вам слабо?

Сергей Смирнов

Фото: pinterest.ru

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.