Новости науки и техники
2029 | 0

Увековечат и разорятся

Увековечат и разорятся
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В Саратове хотят поднять со дна Волги первый в истории России ледокол.

Первый в мире речной ледокол «Саратов», построенный в 1895 году в английском Ньюкасле на заводе Армстронга, ходил по Волге до середины прошлого века. Изначально его делали для Рязано-Уральской железной дороги. Причем он обошелся стране в 70 тысяч фунтов стерлингов. «Саратов» был первым из пяти кораблей, разработанных для зимней навигации. Еще один ледокол в 1900 году отправился на Байкал, три других - в США.

«Саратов» внес неоценимый вклад в строительство автодорожного моста, перевозил на другой берег поезда, участвовал в Сталинградской битве. Славная история судна закончилась в 1968 году, когда оно затонуло у причала Мостоотряда №8 в районе Энгельса. Местные жители говорили, что ледокол ушел под воду стараниями мародеров. Скорее всего, попытавшись снять детали из цветных металлов, они способствовали образованию течи.

Так или иначе судно провело на дне около полувека. Но в 2015 году саратовские чиновники вдруг решили его поднять и сделать в нем музей. Еще весной этим вопросом заинтересовался губернатор региона Валерий Радаев. По его указанию была создана группа для координации работ по подъему корабля и его реставрации.

«Это не просто первый ледокол. Это легендарный ледокол», - подчеркнул Валерий Васильевич. Администрация области сообщила прессе, что будет добиваться, чтобы «Саратов» получил статус объекта культурного наследия.

По предварительным подсчетам, подъем ледокола может стоить не менее 1,5 млн рублей. Водолазы из Санкт-Петербурга уже провели обследование судна, они заявили, что корпус идеально сохранился. Кроме того, незначительная удаленность от берега и небольшая глубина, на которой затонул корабль (четыре метра), не должны создать дополнительных трудностей при подъеме.

«Мы сейчас ищем возможность создать музей. У нас есть понимание, что историческая справедливость должна быть восстановлена, потому что он внес вклад и в Великую Отечественную войну, и в строительство города. Так произошло, что ледокол  где-то с нами рядом, но его нет. Наша задача - обязательно его поднять. Ищем возможности», - объясняет Валерий Радаев.

«Мы должны объединить усилия энтузиастов и найти меценатов, которые помогут поднять ледокол. Специальный кран «Могучий» нашего речного порта может выполнить эту работу. Наша мечта - восстановить ледокол и сделать в нем музей речного флота. Подобный музей сделали в Иркутске, тоже на базе ледокола. А почему мы не можем?» - рассуждает руководитель музея речного флота Александр Азовцев.

Музеи в Саратове в последнее время стали появляться с завидной регулярностью. И это в условиях кризиса. В городе то и дело поднимается вопрос о том, чтобы повысить стоимость проезда в общественном транспорте (якобы не хватает средств на содержание автобусов, троллейбусов и трамваев), пенсионеров лишают льгот, цены на услуги ЖКХ и на продукты в магазинах растут как на дрожжах. Но тяга властей области к созерцанию прекрасного и вечного непреодолима.

В мае 2014 года был заложен первый камень в основание нового музея трудовой славы. Средства на строительство собирали с миру по нитке. Проводились благотворительные акции, концерты, представители бизнеса добровольно жертвовали деньги - сделали.

Потом заговорили о создании музейного квартала. Территорию, на которой раньше находились мукомольные склады братьев Рейнеке, Министерство обороны РФ передало областному министерству культуры. В здании складов решили разместить музей современного искусства, творческие мастерские, этнографические комплексы.

Теперь чиновники рассуждают о музее на ледоколе. А откуда возьмутся деньги? Об этом власти еще не думают, а жители региона уже знают: «Из нашего кармана».

Вячеслав Коротин,

фото из архивов

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.