Российские авиастроители смотрят в будущее с уверенностью. |
На прошлой неделе в подмосковном Жуковском прошел авиасалон МАКС-2013.
Российский салон начинает догонять лидеров - французский «Ле Бурже» и английский «Фарнборо». Он уже используется в качестве площадки для переговоров и заключения сделок не только отечественными, но и зарубежными авиакомпаниями. По словам специалистов, МАКС-2013 побил рекорды. Сумма заключенных российскими авиастроителями контрактов составила $12 млрд (в 2011 г. - $7,5 млрд). Всего ОАК заключила контракты на поставку 173 гражданских самолетов. Половина сделок пришлась на пассажирский Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Первый заместитель главного редактора «МН» Андрей Авдонин встретился с главой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаилом Погосяном.
- На открытии МАКСа говорилось, что SSJ-100 может частично производиться в Китае. Нет ли опасности, что предоставим китайцам технологии и они скопируют наш самолет, начнут производить собственный «Суперджет»?
- Для того чтобы скопировать «Суперджет», нужно иметь очень глубокую степень погруженности в документацию, а это зависит от уровня специалистов, работающих с этой документацией. Если вы мне дадите подробное описание хирургической операции, при отсутствии опыта, навыков не уверен, что смогу провести ее на больном. Так и в авиастроении. Одних чертежей недостаточно. Вообще же сотрудничество с Китаем считаем перспективным. Лидеры рынка Boeing и Airbus создают свои самолеты в условиях широчайшей международной кооперации, в которую кроме американских и европейских компаний жестко завязаны, например, японцы и немцы. Мы тоже к проекту SSJ-100 сознательно привлекли итальянцев. Это помогло за короткое время сертифицировать «Суперджет» по международным стандартам. На сегодняшний день - это единственный российский гражданский самолет, имеющий европейский сертификат. Китай - тоже хороший возможный вариант для формирования международного альянса. Думаю, нам надо сотрудничать и с Китаем, и с Индией, и с Италией, и с другими странами, которые заинтересованы в развитии авиапромышленности. Что касается Китая, то у него большие амбиции с точки зрения развития авиационной промышленности. Они активно инвестируют, развивают собственное производство, но мы все-таки пока чувствуем себя увереннее. Например, наш истребитель пятого поколения Т-50 уже летает, в том числе на МАКСе, а аналогичных китайских самолетов пока никто в воздухе не видел.
- О SSJ-100 в СМИ много разных отзывов, в том числе и негативных.
- Это объясняется высокой конкуренцией. Никто из конкурентов ни в одной стране не рад успеху нашего проекта. Я читал высказывания вице-президента по стратегии компании Airbus, который заявил, что их монополия на рынке будет существовать вечно. Думаю, это не так. Ничего вечного не бывает. Недавно вторая по величине авиакомпания Мексики Interjet, крупнейший перевозчик на внутренних линиях, отказалась от других контрактов в пользу SSJ-100. Пилотам Interjet больше понравились кабина нашего самолета, система управления. Они заявили, что самолет более современный, комфортабельный, чем у наших конкурентов. Мексиканцы сказали так: «Русские возвращаются». Советское авиастроение имело 25% рынка гражданской авиационной техники. Сегодня у России 1,5% рынка. Надо наверстывать. С точки зрения технологической мы ни в чем не уступаем американским и европейским коллегам. Но нужно время, коротких путей к победе не бывает.
- Чем собираетесь порадовать на следующем МАКСе?
- Думаю, что к следующему салону и МС-21 уже взлетит. Т-50 будет практически строевой машиной. Покажем беспилотники. Мы их раньше не делали - военные не заказывали. Технологическая база, созданная нами для Т-50, позволяет реализовать и программу беспилотников, не вижу никаких технологических трудностей.
Публикацию подготовил Игорь Минаев
Фото FOTOBANK.COM