Фото из кабины истребителя — Мир новостей
Сегодня 17 января 2019 г., четверг, 09:06USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Новости науки и техники

Фото из кабины истребителя

23 января 2016
hits 2354

Мастер воздушной съемки Артур Саркисян заболел небом с трехлетнего возраста. Более 3000 вылетов на истребителях, ни одной аварии, ни разу не катапультировался. Он, пожалуй, единственный в мире, кто ухитрялся выполнять сложнейшие маневры и одновременно делать фотографии из кабины одноместного истребителя. Это риск и двойное мастерство. Пройдут годы, и снимки, сделанные уже штатным авиафотографом ВПК «МиГ», украсят обложки мировых изданий. Наш корреспондент побеседовал с Артуром Саркисяном.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

...Я мечтал летать на МиГ-21 и был заочно влюблен именно в этот самолет. Ракетообразный фюзеляж, треугольное крыло, летчики в гермошлемах. Увлеченно перелопатил всю доступную техническую и художественную литературу, касающуюся военной авиации и самолетов.

Конкурс в Харьковское училище был огромный - 2000 человек на 280 мест...

Уже с 1-го курса мы летали на учебных реактивных самолетах Л-29, с 3-го я, счастливчик, впервые самостоятельно поднял в небо любимый МиГ-21. Этот самолет - любовь навсегда, в нем совершенно другое ощущение полета, возможность управлять интуитивно.

Делать снимки в полете я начал еще в 80-е годы. Посторонние предметы в боевой самолет брать запрещено. Но я каким-то образом выкручивался и проносил на борт среднеформатную камеру. Я научился пилотировать самолет и одновременно фотографировать! Совмещение задания и произвольной творческой задачи заранее отрабатывал на тренажере. Затем все еще раз продумывал перед вылетом... Старался выверить каждое движение!

Рядом летит ведущий - я его фотографирую. Летали обычно парой или четверкой. Я держал место в строю, выполнял маневры и одновременно «хулиганил» с камерой. При этом с моей стороны не было ни одного незачетного полета либо создания нештатной ситуации! Я чувствовал, в какой момент нажимать на гашетку, стрелять и снимать... Мои фотоаппараты Pentacon и Praktica были полностью механические с ручным фокусом. Порой приходилось работать на пределе возможностей пилота и фотографа. (Кстати, до сих пор неизвестно, есть ли среди военных летчиков еще один такой фанат экстремальной съемки. - Ред.)

«Стрижи» (Пермь, 2013)

ЭКСТРИМ ПРОВОЦИРОВАЛ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

В 1993 году меня пригласили работать в корпорацию «МиГ». Вот тогда я уже был свободен от управления самолетом и мог заботиться только о качестве и красоте кадра! В те годы я стал авиафотографом пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи». Появилась возможность летать на съемку фото и видео в группе из шести самолетов. Иногда мне предоставляли отдельный самолет для сопровождения - МиГ-29 или Су-27. На земле мы с летчиками подробно обговаривали задание, что и в какой момент должны сделать в воздухе. Это была серьезная техническо-творческая связка. В полете я выступал как «режиссер» - надо понимать, что «возить» оператора совсем не просто. Нужно очень аккуратно пилотировать! Фото - это проще, это момент, шлеп - есть! Видео подразумевает качественную картинку - без «дергунов», получить ее крайне сложно. Если самолет начнет болтать, это испортит самые интересные моменты. Во время съемки иногда мешает борт. Летчик должен поставить самолет на бок и лететь на скольжении! И как бы ты ни продумывал ситуацию на земле, невозможно обойтись без импровизации...

Сложность в таких съемках состояла еще в том, что количество попыток сделать кадр было ограничено. Менять пленку в условиях маневрирования нереально. Всего 36 кадров, на них я и рассчитывал. Я возвращался с двадцатью хорошими снимками! Это фотографии, сделанные на маневре, на перегрузках и вертикалях.

С горизонтальных полетов брать цель было неинтересно... При этом никакого фотошопа и вторичного кадрирования, фокусировка и экспозиция в ручном режиме. Я снимал на позитивную (слайдовую) пленку с чувствительностью 100 единиц - этот материал не прощал ошибок, как обычный негатив. Чуть позже на эти снимки начался бешеный спрос! В конце 90-х мои работы были опубликованы на 27 обложках, в основном в западных журналах. Я отметился в книгах и на обложке всемирного авиационного каталога. Сам экстрим съемки неизбежно провоцировал на новые приключения, история которых хранится в архиве.

МОГ ОКАЗАТЬСЯ ЗА БОРТОМ

В моем прошлом военного летчика имели место критические ситуации. Но всегда удавалось выкручиваться без последствий. Что и говорить, даже будучи миговским оператором, несколько раз был на грани. Ведь полет на съемку порой гораздо опаснее, чем само пилотирование. Мне приходилось прощаться с жизнью... Как-то делали обычную рекламную съемку с двухместного МиГа. Снимали одноместный - с ракетами и в перевернутом полете. Я делал фото его великолепного кульбита. Шлепнул несколько кадров, и тут 29-й вдруг «шарахнулся» в нашу сторону... Летчик перепутал направление выхода, МиГ-29 рванул на нас... Мой пилот мгновенно отреагировал, дернул ручку, и меня вместе с фотоаппаратом придавило перегрузкой к полу... Об этой адреналиновой ситуации до сих пор напоминает пара испорченных кадров. Главное, все обошлось - до сих пор помню фырканье турбин того самого МиГ-29, от которого едва успели отвернуться. Бывали и банальные приключения. Так, при съемке с открытой рампы Ил-76 пилотажной группы «Стрижи» я заметил, что мой страховочный пояс был расстегнут. Вероятность оказаться за бортом сопровождала меня весь полет.

Артур Саркисян

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР

С появлением современной съемочной техники я стал работать с маленькими экшен-камерами. Такие камеры можно установить как  в кабине самолета, так и снаружи. Для них пришлось разработать специальные сверхпрочные защитные контейнеры. Я сам выбирал места, куда устанавливать камеры, продумывал их расположение и количество. Такой техники не было в те годы, когда снимал фильм о пилотажной группе «Русь». Весь фильм был снят двумя камерами - одна была у меня в руках, другую, более компактную, я ставил по очереди в кабины пилотов или в наружный подвесной контейнер. Сам написал сценарий и закадровый текст, взял на себя всю работу - от съемки до монтажа. Мне показалось, что именно я могу сделать правильный фильм о своих коллегах-летчиках. Это и биография, и самые зрелищные моменты.

Кстати, тут была и огромная ответственность! Конструкции с камерами должны быть безукоризненно прочными. Не дай бог, отвалится какая-нибудь деталь крепления в полете и попадет в двигатели... Последствия могут быть катастрофичными...

Еще один мой проект - онлайн-видеотрансляции полетов наших асов. Моя задача обеспечить зрителю максимально яркие впечатления, ведь онлайн-трансляция идет одновременно с внутренних и внешних камер, укрепленных на самолетах пилотажных групп... Недавно меня пригласили на постоянную работу в компанию «Сухой». Теперь с нетерпением жду, когда сбудется мечта работать с легендарным истребителем пятого поколения Т-50 и другими новыми машинами... Все идет по спирали, и важно, чтобы эта спираль была только восходящей...

Мария Рунова

Фото А. Саркисяна

 

 

Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Cирийские ПВО сорвали еще одну ракетную атаку Израиля
Сирийцы смогли сбить большую часть израильских ракет.
12 января 2019
Долги до 100 тысяч рублей будут удерживать из зарплаты
Накануне нового года был принят в окончательном чтении скандальный закон №519890-7 о внесудебном взыскании долгов. Теперь из зарплаты могут вычесть 100 тыс. рублей без суда и приставов.
11 января 2019
Газманов рассказал о семейном бюджете
У есаула российской эстрады трое детей: Родион - от первого брака, Марианна - от второго и приемный Филипп. Газманов уверяет, что не позволяет наследникам лишних трат и баловства.
13 января 2019
Украинский эксперт назвал способ, как Киев может сделать Крымский мост своим
Только в случае завоевания России и поднятия над Кремлём украинского флага Крымский мост может перейти в собственность киевских властей.
10 января 2019
Бедных россиян будут «вычислять» по-новому
Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в нашей стране изменится подход к измерению уровня бедности.
вчера в 08:17
Россиянин поплатился за рассказ о начальнике полиции у гроба криминального авторитета
Житель города Амурска (Хабаровский край), рассказавший в соцсетях об участии начальника районной полиции в похоронах местного криминального авторитета Юрия Зарубина, был доставлен в отделение для беседы.
10 января 2019
Загрузка...