Новости культуры и искусства
2701 | 0

Женщина, которую поют

Женщина, которую поют
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

День 9 ноября - красный день календаря. День рождения Женщины, которую поют. Женщины, которая творила историю советской песни и в общем-то историю страны. В этот день замечательному композитору Александре Пахмутовой исполняется 85 лет.

Действительно, по песням Пахмутовой впору хоть учебники составлять. Тут и Октябрьская революция («Ленин такой молодой»), и Великая Отечественная («Поклонимся великим тем годам»), и первый полет в космос («Знаете, каким он парнем был»), и Олимпиада-80 («До свидания, Москва»)...

Другие времена - новые герои. Пахмутова больше не воспевает освободительные войны, великие стройки и победы наших спортсменов. Она и о себе, не в пример нынешним, не любит распространяться. Говорит: «Обо мне все сказали песни». К ним и обратимся. Вернее, к их исполнителям.

Эдита Пьеха («Надежда», 1973 год)

- Не знаю, что о ней сказать. Плохого говорить не хочется, но она всю жизнь обожала исполнителей-мужчин. А я так, сбоку припека. Пыталась выпрашивать у нее песни. И заканчивалось это, как правило, не в мою пользу. Поэтому ограничусь тем, что скажу: она талантливая. И хотя Анна Герман и Муслим Магомаев первые спели «Надежду», а мне доставались лишь объедки, я благодарна Пахмутовой за ее песни. Пусть и не спетые мной.

Александр Градский («Как молоды мы были», 1976 год)

- Эта песня досталась мне совершенно случайно. Я записывался на «Мосфильме», пел в картине «Романс о влюбленных», когда ко мне подошел знакомый звукорежиссер и спросил, не хочу ли я записать песню еще для одного кинофильма. Вот тогда и познакомился с Александрой Николаевной. «Как молоды мы были» она сочинила для фильма «Моя любовь на третьем курсе», который, честно говоря, мало кто видел. Идея была такова: люди после тяжелого трудового дня собираются у костра и поют эту сугубо лирическую песню. А я предложил немножко ее изменить - третий куплет петь на октаву выше. И Пахмутова специально под мой голос переделала аранжировку песни.

Лев Лещенко («До свидания, Москва», 1980 год)

- Закрытие Олимпиады формировалось долго, никак не могли определиться с финалом. Все понимали, что это должно быть прощание с Играми, с их символом - Мишей. И песня Пахмутовой и Добронравова как бы удачно подсказала концовку всего события. Когда записывали на «Мосфильме», Александра Николаевна попросила меня исполнить песню мягко, проникновенно, немного грустно. Но никто не знал, что получится в итоге, ведь кроме меня пробовались еще и Таня Анциферова, и ансамбль «Самоцветы». Все держалось в строжайшей тайне. Так что окончательный вариант я услышал только на стадионе во время закрытия.

Иосиф Кобзон («Поклонимся великим тем годам», 1985 год)

- Вместе с Пахмутовой мы объездили с выступлениями всю страну: были в Сибири, в Братске, ставили колышек на место, где потом построили Усть-Илимскую ГЭС. И все это сопровождалось песнями. За свою жизнь я спел практически все ее песни. Но есть эпохальные, к которым, безусловно, относится и реквием «Поклонимся великим тем годам».

При этом Александра Николаевна совершенно не похожа на знаменитого композитора - очень простая женщина. Помню, приходишь к ним домой, еще не успеваешь начать репетицию с Алей, ее мама уже говорит: «Ну чего вы, успеете еще попеть, идем чайку попьем с пирожками». Простые сермяжные русские люди. В такой среде она выросла, такая она и в творчестве. И пока бьется ее сердце, она будет писать песни. Так уж устроена...

Д.М.

Фото FOTOBANK.COM

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.