Дебют в полнометражном кино Эллы Омельченко - комедия «Пациенты» - в легких и непринужденных формах раскрывает нетривиальные проблему выбора современного человека проживающего в мегаполисе - то во, что ему верить и кому доверять, особенно, если это касается специалистов, которым мы без сомнений отдаем на «починку» собственные души, а главное каким причудливым образом эта тенденция перенимаемая из постхристианского европейского мира, приживается у нас с учетом нашей ментальности и сложившихся традиций.
В центре повествования - семейная пара Сергей и Леночка. Он - рефлексирующий интеллигент, мечтающий написать подлинную человеческую драму в духе Чехова, но вынужденный зарабатывать написанием сценариев для сериалов. Она - неизвестная актриса, мечтающая о том, чтобы озвучивать персонажей детских мультфильмов, но вместо этого вынуждена заниматься декламацией, объявляя остановки в общественном транспорте. С полной и счастливой семейной жизнью у супругов тоже не клеится, поэтому Сергей посещает психоаналитика Брюсова, который на каждом сеансе внушает ему мысль о разводе, утверждая, что жена подавляет в нем собственное эго, а Леночка ходит на исповедь к священнику, который наказывает ей во что бы то ни стало сохранить семью. Своеобразным катализатором конфликта становится решение супругов завести ребенка, поддержанное двумя противоборствующими сторонами для того, чтобы в конечном итоге перейти в настоящее наступление.
Определившись с завязкой конфликта и характерами героев, дойдя до середины, фильм сделает неожиданный разворот, оставив Сергея и Леночку в покое, справедливо выводя на сцену действующих «Кукловодов». Сначала психоаналитик Брюсов придет в храм, в котором служит отец Сергий, не скрывая своих намерений разоблачить неискренность служителя культа, пригласит на сеанс психоанализа, а тот в свою очередь, желая проверить свою веру, согласится. Это и станет отправной точкой для развития всей истории, где Сергей и Леночка в начале выступавшие полноправными героями на самом деле оказались все во лишь частью хора, который по древнегреческой традиции должен наставлять и отговаривать от совершения роковых ошибок запутавшихся в происходящем героев, но только лишь с целью отведения собственной совести, потому что участь героев во все времена одинакова, тем более если их главной проблемой, как это не странно, является не умение обращать оппонента в собственную веру,(что по нашим временам не является редкостью) а напротив становится умением прислушиваться к советам ближнего, что на практике, только помогает набиванию шишек. Такой шахматный расклад не только не ограничивает поступки героев в рамках сюжетно-типовой схемы, но осознано обобщает, актуализирует внимание на бытовых подробностях поданных с большой долей самоиронии и отстраненности от пошлого копирования и штампов, которые взяла бы на вооружение рядовая отечественная комедия желающая собрать заветный boxoffice.
Но все же «Пациенты» - это не более, чем хорошо проделанная работа над созданием иллюзии, где герои всего на всего замаскированные функции необходимые режиссеру для того, чтобы в один прекрасный момент снять маски, явив за ними нити ведущие к самим богам, которые как известно не чужды человеческих страстей, а значит являются идеальными кандидатурами в пациенты.
Алексей Вишец