В Росгосцирке впервые за почти вековую историю разгорелся грандиозный скандал. Два артиста с мировым именем - Мстислав Запашный и Сергей Нестеров - объявили о своем выходе из организации. В ответ госкомпания подала на них в суд. «МН» постарался разобраться в сути конфликта.
Мстислав Запашный и Сергей Нестеров - дрессировщики, прославившие своим мастерством отечественный цирк. Во всем мире знают их уникальные номера. Тигры Запашного и Нестерова творят чудеса, в арсенале у последнего имеется еще и номер с единственным в России дрессированным носорогом. Как раз животные в данном случае и стали камнем преткновения в отношениях между артистами и цирковой госкомпанией.
Запашный и Нестеров написали заявление об увольнении по собственному желанию. Ничего криминального - имеют право уйти в свободное плавание, на вольные хлеба. Но ушли они, понятно, не одни, а со своими животными. А руководство Росгосцирка настаивает на том, что дрессированные звери - собственность госкомпании и их необходимо вернуть.
Сергей Нестеров уже заявил, что никому ничего не должен - животных покупал на свои деньги. Артиста поддерживает и бывший работник Росгосцирка, режиссер Вадим Гурович. Он уверен, что госкомпания так агрессивно отнеслась к уходу знаменитых дрессировщиков по двум причинам. Во-первых, своими выступлениями они зарабатывали компании хорошие деньги, а во-вторых, выступали под эгидой Росгосцирка, то есть еще и рекламировали бренд.
- По моим сведениям, всех животных Сергей Нестеров покупал на свои деньги, - рассказал «МН» Вадим Гурович. - Мало того, он их лечил и даже привозил лучших ветеринаров из-за рубежа. Так что если Росгосцирк подает в суд на Нестерова и утверждает, что животные их собственность, то у Сергея все шансы этот суд выиграть.
Уже известно, что Сергей Нестеров устроился на работу в Большой Московский цирк на проспекте Вернадского. Его художественный руководитель Аскольд Запашный уверен: уход из Росгосцирка - крайняя мера для артиста, практически жест отчаяния.
- У артистов, которые увольняются из этой государственной организации, появляется много проблем, - говорит Аскольд. - В частности, им приходится самостоятельно заботиться о своем заработке, тогда как раньше работой их обеспечивал Росгосцирк. Цирк на проспекте Вернадского, которым мы руководим, не входит в Росгосцирк, и поэтому мы сами должны обеспечивать наших артистов работой. Причем ищем ее везде: за границей, в шапито...
Еще Аскольд Запашный поспорил с позицией Росгосцирка относительно принадлежности животных.
- Дело в том, что мы с братом тоже когда-то работали в Росгосцирке. И всех животных покупали на собственные деньги. Так что говорить о том, что у артистов, работающих в Росгосцирке, животные принадлежат только этой корпорации, было бы неправильно.
Между тем в цирковом сообществе ходят разговоры о том, что ушли артисты не от системы, а от людей, которые эту систему возглавляют. Имея в виду, конечно, руководство Росгосцирка.
- Нельзя говорить, что все в Росгосцирке плохо. У этой организации есть все шансы стать успешной цирковой компанией. Но только если туда придут профессионалы, которые точно знают, куда и как нужно двигаться. А пока ничего позитивного там не происходит, - считает Запашный.
А Гурович еще более категоричен:
- Они в российский цирк не вкладываются вообще, только разрушают его. А ведь при грамотном руководстве эта организация могла бы стать единственной в мире, уникальной. Но уже на протяжении многих лет цирковые артисты предоставлены самим себе. Они сами ставят номера, шьют себе костюмы, покупают животных. И раз артисты такой величины покинули эту организацию, значит, и правда не все ладно в датском королевстве!
Ксения Позднякова
Фото PHOTOXPRESS