Убийство стулом в Париже — Мир новостей
Сегодня 20 февраля 2019 г., среда, 05:26USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Новости культуры и искусства

Убийство стулом в Париже

21 января 2016
hits 1022

«В рамках Парада премьер к открытию Новой сцены Театра им. Е. Вахтангова» 16-го января мастерская Римаса Туминаса (режиссерский факультет Театрального института им. Б. Щукина) представила дипломный спектакль своей выпускницы Гульназ Балпеисовой «В Париже», поставленный по рассказам И.А. Бунина: «В Париже», «Муза», «Ида», «Солнечный удар», «Мадрид». 

Это событие примечательно еще и тем, что знаменитая «Щука» набирает режиссерский курс только раз в пять лет и в следующие пять лет мы таких премьер не увидим. Более того, выпуск 2016 года первый, набранный и воспитанный самим Римасом Туминасом за время его работы в Москве.

Постановка произведения, не предназначенного для сцены, – дело обычное, но насколько сложно «ставить» именно Бунина? Бунин говорит тихо и спокойно, иной раз очень спокойно, что, например, нередко отвращает от него подростков, которым нехитро скармливают Бунина в школе. Способна ли вынести легкая проза изящных новелл слепящий свет софитов? Такую задачу пришлось решить молодому режиссеру и он, точнее – она, ее по-своему решила.

То, что у Бунина только подразумевается, подозревается или может быть додумано читателем, или описывается в двух словах, или, как не странно, вообще отсутствует, в спектакле вынесено на первый план, из этого сделаны самые яркие и запоминающиеся сцены: убийство из ревности, секс на пианино, удушение проститутки.

Если в рассказе «Муза» ружье всего лишь «зачем-то», оно то самое ружье, которое так и не выстреляло, то на сцене герой хватает стул и стреляет из него. Если в рассказе «Мадрид» герой только произносит два раза (и то в шутку), что убьет, то в спектакле все живее – душит, а потом плачет (так незамысловато одинокий мужчина превращен в маньяка). Ида уже не «надышавшаяся снежным воздухом», а пьяная и размахивает бутылкой, произнося слова «композитора», который, собственно, и пьян в рассказе (так их образы сливаются, в этом очевиден какой-то художественный замысел, что зрителю всё же предстоит разгадывать самому). «Консерваторка» с вычурным именем (Муза Граф), однако в «серой шляпе», «сером пальто», «серых ботиках» и «серых чулках», которая «заварила чай и перетерла чашки», а «долгую осень провела, не скучая в будничных заботах, за чтением», превращается в эффектную даму в красном, чьи пикантные телодвижения не оставляют место фантазии.

Мягче всего представлен рассказ «В Париже» – его трагичность и трогательность не пострадали от попыток все сделать явным. Даже бережно сохранен контраст «черных волос», «черных глаз», «черного платья» героини с белизной ее тела. Нет, нам не покажут «белый сильный живот и белые тугие бедра», здесь все прикроет белая сорочка. Спасибо режиссеру за это. Достаточно будет видеть, как наскоро подмывается молоденькая проститутка из рассказа «Мадрид».

Впрочем, этим сегодня уже никого не удивишь и даже расценить как эпатаж такие авторские прочтения сегодня вряд ли возможно. Режиссер, очевидно, это понимает, поэтому сцена подмывания представлена комично. За это тоже отдельное спасибо – ведь смотреть на такое серьезно или с восторгом, или задумавшись невозможно, а шока оно уже не вызывает, остается только смеяться. Спасибо режиссеру, что он понимает это, хотя и заставляет актеров вспомнить – почему во времена оные их хоронили за оградой кладбища. Становится странно, почему, например, тактично опущено то откровенное, что есть у самого Бунина, например, упоминания о лесбийских отношениях «Мур и Анели», наверное это оказалось слишком экстравагантным для молодого режиссера?

Так что же это? Что помогло перенести Бунина на сцену? Конечно же, та самая муза современности – ирония. Куда без нее? Попробуй теперь прочти Бунина, не подозревая, что он имел в виду совсем не то, что писал. Недосказанности нет, открытого финала нет, все наружу, на передний план, все в лицо зрителю, однако двойное дно иронии нельзя не сохранить – тогда это уже будет не современно.

Роман Платонов.

Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Бои усиливаются на всех фронтах Новороссии
В ДНР готовятся к массированным атакам украинской армии.
14 февраля 2019
Тихий океан становится опасным для человечества
Американские учёные обнаружили на дне Тихого океана гигантские скопления газов. Если они поднимутся на поверхность, то планете грозит климатическая катастрофа.
16 февраля 2019
В России появятся ментальные инвалиды
В российском законодательстве появится термин «ментальный инвалид». С таким заявлением выступил замглавы Минтруда Григорий Лекарев в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи.
15 февраля 2019
НАТО наращивает свое присутствие на Украине
Военные транспортные самолеты США разгружаются в киевском аэропорту «Борисполь».
15 февраля 2019
Производитель худшего чёрного чая попытался оправдаться
Во вторник Росконтроль обнародовал итоги проверки чёрного крупнолистового чая, которую не прошли такие марки как «Крепкие традиции» и Lipton. Производитель «Крепких традиций» поспешил оспорить выводы Росконтроля и заявил, что его продукция соответствует всем требованиям.
13 февраля 2019
Подайте нефтянке на бедность
Руководство флагмана отрасли - Роснефти - обратилось к президенту с просьбой о льготах.
14 февраля 2019
Загрузка...