«У нас, чтобы к тебе хорошо относились, нужно по крайней мере... умереть, - говорила она. - Тогда все начинают рассказывать, какая ты была хорошая, все становятся твоими друзьями...»
Ничего неожиданного в словах актрисы нет, в России так уж повелось, что ценят лишь после смерти. Но Гундареву любили всегда. Это ей любви не хватало...
В 1980 году состоялась премьера фильма «Однажды двадцать лет спустя», где главную роль - многодетной матери - сыграла Наталья Гундарева. Зрители восприняли картину на ура, со всего Союза актрисе мешками приходили письма от восторженных почитателей...
Автору сценария Аркадию Инину и режиссеру Юрию Егорову тоже приходили письма. Правда, совсем другого характера. В них бдительные граждане возмущались: как же вы могли дать роль многодетной матери бездетной актрисе?
Каким-то образом о существовании таких писем узнала Гундарева. И для нее это был страшный удар. По самому больному месту... «Чем я плачу за успех? Детьми. Работала вечно очень много. Одиночеством в старости - думаю, этим буду платить», - говорила сама Наталья Георгиевна. Однако злая судьба избавила ее и от такой платы...
РОКОВОЙ ВЫБОР
Отсутствие детей - это, пожалуй, главная драма в ее жизни. В Театре им. Маяковского, где актриса прослужила всю жизнь, о ее тайной боли знали все. Так, подруга Гундаревой, актриса Любовь Руденко вспоминает:
- Она безумно хотела детей. Когда одному из своих мужчин сказала: «Я хочу тебе родить», он, даже не задумываясь о том, что произносит, ответил: «А зачем? У меня уже есть дочка!» Ему и в голову не приходило, какая это честь для него, что такая великая женщина говорит: «Я хочу тебе родить ребенка». Это была, наверное, главная драма ее жизни...
Сама Гундарева когда-то говорила, что она так любит свою профессию, свой театр, что просто не в состоянии делить это чувство еще с чем-то или кем-то. Этот выбор между простым женским счастьем и служением Мельпомене она сделала еще в молодости.
Тогда ей пришлось выбирать между двумя мужчинами: Леонидом Хейфецем и Андреем Гончаровым. Первый был мужем Гундаревой, ее обожал, видел хранительницей домашнего очага, матерью детей...
Но вот беда - в это самое время в нее поверил второй, главный режиссер Театра им. Маяковского. И молодой актрисе пришлось отказаться от рождения ребенка ради того, чтобы впервые выйти на сцену в главной роли. Этот выбор оказался роковым - матерью она так и не стала...
РАЗНЫЕ СУДЬБЫ
Работа - вот, что долгие годы для Гундаревой было главным в жизни. Немудрено, что и романы с каждым из ее трех мужей начинались как служебные.
В 1973 году молодая артистка познакомилась с тогда уже известным режиссером Леонидом Хейфецом. Мастер приступал к экранизации «Обрыва» Гончарова. Актрису на роль Марфеньки искал худенькую, это было принципиально. И вдруг на пробы приходит Гундарева - мало кому известная и уж точно не стройняшка. Но - о чудо! - Хейфец ее утверждает. Сначала на роль Марфеньки, а потом и в качестве жены...
Своего жилья у молодоженов не было, пришлось ютиться в маленькой квартирке, которая, правда, находилась в самом центре столицы, на улице Горького. Отношения между супругами складывались непросто.
Говорят, Гундарева в какой-то момент сильно устала от того, что муж чуть ли не каждый день приводил в дом веселые компании «сослуживцев». Ей приходилось обслуживать многочисленных друзей Хейфеца во время регулярных домашних застолий и совсем не оставалось времени сосредоточиться на главном - на профессии.
Кроме того, Хейфец безумно хотел детей. Гундарева же выбрала театр. Шесть лет они прожили вместе и разошлись как в море корабли. А спустя много лет оказались в соседних палатах одной больницы. Но и там объясниться не получилось - Гундарева уже не могла говорить...
СТРАСТНЫЙ МЕЗАЛЬЯНС
Это был, пожалуй, самый сложный брак актрисы. Коллеги по театру называли его неравным, и с этим было трудно спорить. Она - популярная актриса, театральная прима. Он - никому не известный актер, к тому же младше своей избранницы.
В тот момент, когда между Натальей Гундаревой и Виктором Корешковым вспыхнули чувства, оба они были совершенно свободны. Вместе играли страсть в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда». И, надо сказать, весьма убедительно - искры, как уверяют очевидцы, летали по всей сцене, добираясь даже до последних рядов зрительного зала. Друзья актрисы убеждали ее не продолжать отношений с молодым красавчиком. Но было поздно - та уже влюбилась по уши.
Это пришло как какое-то наваждение - Гундарева была буквально одержима Виктором. Старалась, чтобы он всегда был с ней на съемках, даже когда приходилось уезжать в экспедиции. Ну а если это не удавалось, ужасно страдала без него.
Чего нельзя сказать о Корешкове. Как только Виктор оставался без присмотра, он тут же пускался во все тяжкие, как правило, с молодыми и красивыми. Однажды об этом стало известно Гундаревой. И она порвала с изменником вмиг, правда, еще долго продолжая все так же тяжело страдать...
НАГРАДА ЗА СТРАДАНИЯ
Третий брак стал для нее утешением. Сама она воспринимала его как награду за все те страдания и разочарования, которые пришлось испытать в жизни. Но радовались за Гундареву далеко не все.
Михаил Филиппов, ее третий и последний муж, в своей книге «Наташа» писал:
«Кому-то не нравилось, что мы вместе. Мы узнавали это по иголкам с солью, рассыпанным под дверью дома, по царапинам на машине. Злоба и всепроникающие недобрые взгляды сопровождали нашу жизнь...»
Тем не менее вместе они, такие разные, все-таки были счастливы. Свободное время проводили вдвоем, радовались каждому прожитому дню. Жаль, что их оказалось так немного. В 2001 году актрису доставили в Институт имени Склифосовского с диагнозом «обширный ишемический инсульт». Несколько лет Гундарева боролась с болезнью, но в 2005-м все-таки ушла из жизни...
ВСЕ О НЕЙ
Игорь Костолевский:
- Наталья Гундарева была выдающейся личностью и, конечно, грандиозным талантом. И этот талант к себе очень притягивал и зрителей, и коллег. Именно поэтому, наверное, она никого и никогда не оставляла равнодушным. Такой второй уже не будет - она была уникальной в своем роде. То, что Гундарева делала на сцене и в кино, я бы охарактеризовал как акт самосожжения. Особенно в последние годы, предшествовавшие болезни: она словно бы торопилась успеть, мечтала реализовать все, что было предначертано свыше и даровано судьбой.
Светлана Немоляева:
- Наташу Гундареву я впервые увидела в начале 70-х годов прошлого столетия. Ее, молодую выпускницу вахтанговской школы, приглашали многие театры, но она выбрала наш - имени Маяковского. А ее звездным часом стала роль Липочки в спектакле Андрея Гончарова «Банкрот, или Свои люди - сочтемся» по Островскому. Именно тогда все поняли, какой величины талант мы приобрели.
Она была из тех актрис, которые, когда выходят на сцену, заполняют собой все. Этим качеством, такой харизмой обладают немногие. Она же владела сумасшедшей энергетикой от природы. Например, в постановке «Жертва века» у Наташи была фантастическая роль свахи, и мы знали, что люди в зале сидят и ждут ее. Как только раздавался раскатистый хохот свахи за кулисами и она выходила размашистой походкой, зритель млел. О подобных актерах часто говорят: «Как он играл! Мурашки пробегали по спине, когда он выходил на сцену...» Наташа была из таких.
Подготовили
Ксения Позднякова,
Иван Попельнюхов.