Театр
4741 | 0

Почему Гармаш ушел из «Современника»?

Почему Гармаш ушел из «Современника»?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Знаменитый актер хлопнул дверью родного театра так, что посыпалась штукатурка и обнажились скрытые от посторонних глаз трещины.

Вслед за чем раскололся и театральный мир: одни считают заявление Гармаша выдумкой, плодом нереализованных амбиций, другие - печальной реальностью.

Сергей Гармаш прослужил в «Современнике» 36 лет. И вдруг написал открытое письмо, в котором обвинил новое руководство в лице худрука Виктора Рыжакова в том, что в театре возникла чудовищная ситуация.

Например, из репертуара убирают старые спектакли, заменяя их на работы студентов одного из театральных вузов (Рыжаков там преподает). Запускаются сомнительные, по мнению актера, проекты. «Идет расправа над людьми», которые отдали театру десятилетия жизни, известно, что многие сотрудники в основном вспомогательного звена попали под сокращение.

Зато, мол, находятся штатные единицы для друзей и родственников нового руководителя. Например, заведовать соцсетями будет его дочь, а муж его личной помощницы приглашен в качестве режиссера на одну из постановок. Как вывод - поставленный столичными чиновниками во главе театра человек этот театр уничтожает. Наблюдать за этим Сергей Леонидович не хочет, поэтому принял решение уйти.

Однако не все коллеги поняли и поддержали его. Некоторые считают, что Гармаш сам метил в худруки, должность ему не досталась, и в этом, мол, причина демарша.

- Мне кажется, такой драматически выстроенный уход оскорбленного Сергея Леонидовича больше связан с его личными амбициями и нео­правданными ожиданиями, чем с творческими декларациями, - жестко высказалась звезда «Современника» Марина Неелова.

- У нас у всех разные эстетические взгляды на то, каким должен быть театр, какие должны быть высказывания. И если человек как художник не может согласиться с другим художником, значит, он выбирает другой путь, - дипломатично заметила Чулпан Хаматова.

Мы решили узнать мнение человека, который всегда в курсе того, что происходит в театральном мире, и в то же время может судить со стороны, поскольку не работает в «Современнике».

- Гармаш совершил очень громкий поступок неспроста, - говорит режиссер Андрей Житинкин. - Его письмо проникнуто невероятной болью. И это действительно жест отчаяния. Он прощается с театром, которому отдал всю свою творческую жизнь, был всегда рядом с Галиной Волчек, особенно в последние ее годы.

Как и многие, Гармаш был шокирован тем, что нового худрука назначили в «Современник» на следующий день после похорон Галины Борисовны, не выждав хотя бы ради приличия какой-то срок. Но дело даже не в этом, а в том, что, как он сам говорит, вектор развития театра пошел не в ту сторону. Там действительно возник раскол. А это самое плохое, что может быть.

При Волчек такого не было никогда. Она, кстати, мой учитель, я у нее в «Современнике» проходил преддипломную режиссерскую практику и могу сказать, что Галина Борисовна выслушивала разные мнения, в том числе и неприятные для себя, но не допускала такого, чтобы театр разделился на два лагеря. А сейчас именно это и произошло. И Гармаш не выдержал.

Да, многие связывают его поступок с несбывшимися амбициями - якобы хотел стать худруком. Но он не претендовал ни на какое руководство! Ему казалось, что надо было сделать коллегию, как это сделали много лет назад после ухода из «Современника» Олега Ефремова. Тогда ведь Волчек не стала сразу ни главным режиссером, ни худруком. Два года все решения принимались коллегией, то есть сообща, и только потом выбрали Волчек руководителем. Гармаш как раз и предлагал этот вариант как промежуточный этап перед избранием нового руководителя. Это помогло бы избежать раскола. А теперь он уже случился: кто-то за Рыжакова, кто-то против, он убирает из репертуара спектакли, в которых были заняты актеры-старожилы, приводит новых людей (что в общем-то понятно, ведь ему надо окружить себя единомышленниками).

Из этого выросла очень напряженная сложная ситуация, которую можно представить в любом театре, но только не в «Современнике». За ним такого не водилось, там всегда было спокойно, без подковерных интриг и подводных течений. А сейчас такие течения возникли, и Гармаша это расстроило, мягко говоря. Но мне кажется, что Сергею Леонидовичу надо бы немного пересмотреть свою позицию и остаться в театре. И уже изнутри вместе со своими единомышленниками, прослужившими в «Современнике» много-много лет, выправить тот вектор, который накренило не в ту сторону. Как выправить? Сесть за стол переговоров...

Лидия Мезина.

Фото: агентство

«Москва»/С. Ведяшкин,

Г. Усоева.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.