Театр
3024 | 0

«Полковник – птица», психиатрическая больница и желанная «заграница»

«Полковник – птица», психиатрическая больница и желанная «заграница»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В Москве, в Электротеатре Станиславского перед закрытием сезона, прошла премьера спектакля «Полковник – птица» по одноименной пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева.

Эта пьеса, написанная девятнадцать лет назад во время вооруженных конфликтов в теперь уже бывшей Югославии, была отмечена призом Британского совета с формулировкой «Лучшая новая пьеса из Восточной и Центральной Европы».

Все герои спектакля — пациенты психиатрической клиники, брошенные на произвол судьбы в монастыре в Балканских горах, а также врач, внешне мало чем отличающийся от своих пациентов. Разве что более разумной позицией и поступками. Все герои во многом похожи на современных жителей любой европейской страны, которые ничего толком не понимая в международных делах, войнах, конфликтах, начинают рассуждать о них на полном серьезе. И в результате в головах, как говорил герой Булгакова, профессор Преображенский - полная разруха.

Четверо молодых парней, один из которых, бывший наркоман, другой - вор, и один контуженный полковник из России, девушка, которая думает, что она не в психушке, а в монастыре, отмаливает свои грехи. И доктор. Они смотрят телевизор, без звука, но все увиденное транслирует один из больных, глухой парень, который может «считывать» телекартинку по губам диктора.

Поражает спектакль непохожестью пациентов на привычных нам обитателей психдиспансеров. Скорее, эти пациенты псих домов будущего.

Можно сказать, что режиссер Роман Дробот, который взялся за постановку спектакля три года назад - человек, опередивший время. Ведь тогда еще   проблемы глобализма и антиглобализма, возможной мировой войны и нескольких локальных конфликтов, не были столь актуальны для человечества.

Каким-то образом, найдя военную форму и облачаясь в нее, один из пациентов вспоминает, что в прошлом он был полковником, его фамилия Фетисов. За долгое время пребывания в лечебнице он не только молчал, но и производил впечатление человека, которому ни до чего и ни до кого нет дела. В том числе до самого себя.  И вдруг, вместе с формой, он обретает красноречие и, о чудо, мобилизует остальных больных. Они становятся взводом.  Соблюдают распорядок дня, учатся ходить строем.   Пытаются избавиться от своих физических и душевных болезней. И что особенно важно, обретают веру в новую жизнь.

Как рассказал режиссер, актеры искали сумасшедших не в своих персонажах, а в самих себе. Это своеобразный эксперимент над актерами, Евгением Самариным, Дарьей Колпиковой, Дмитрием Чеботаревым, Антоном Косточкиным, Борисом Дергачевым, Антоном Лапенко, Владимиром Долматовский, Антоном Филипенко. Экзамен на творческую зрелость и психическое здоровье, который, по мнению театральных критиков, они сдали на «отлично» или по меньшей мере «хорошо».

Кстати сказать, финал у этого спектакля, открытый, Его герои уходят в никуда: не погибают, но и не добираются до цели. Судьбу забытых цивилизацией психов каждый зритель решает для себя сам.

В целом, спектакль интересен молодому и среднему поколению, он понятен своим отстылом к недавнему прошлому, которое очень похоже на настоящее и, так мистически совпало, на будущее. Не совсем ясно только, к чему надо было дважды выпускать на сцену героев раздетыми, и прикрывающими причинные места какими-то вениками ... Хотя и тут можно найти объяснение задумке режиссера, вспомнив строки из песни Владимира Высоцкого «Сумасшедшие, что возьмешь?» ...

Андрей Князев.

Фото автора.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.