Сегодня 18 ноября 2018 г., воскресенье, 09:52USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Новости культуры и искусства

Татьяна Пилецкая: «А судьбы у всех разные»

23 марта 2014
hits 5219

 

Когда-то давно она влюбила в себя полстраны, сыграв в «Княжне Мэри», «Разных судьбах», «Деле №306», «Олеко Дундиче», «Зеленой карете»... Красавица с огромными серыми глазами, с невероятной силой притяжения, актриса, не похожая ни на кого. Ее портрет находится в Таллинской картинной галерее, фарфоровая статуэтка «девушки, завязывающей пуанты», сделанная с нее, хранится в Русском музее, а копии и сегодня можно встретить в комиссионных магазинах.

- Татьяна Людвиговна, итак, в прошлом году вы отметили 85-летие, полвека как играете на сцене. Какой подарок был самым значимым?

- Подарков удивительных было столько... Я получила высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» - «За творческое долголетие и верность театру». Сыграла премьеру «Деревья умирают стоя» по пьесе испанского классика Алехандро Касоны. Знаменитая пьеса, и роль шикарная - Эухения. Ее играла когда-то Раневская... Каждый раз - полный аншлаг! Зритель так хочет смотреть о простых и волнующих всех вещах, о людях, о семье, о любви. Без всяких выстрелов и убийств... А одним из самых дорогих подарков стал такой. У нас на площади перед театром есть аллея именных кресел выдающихся людей театра. Среди них есть, например, персональное «кресло Донатаса Баниониса», «Камы Гинкаса»... А теперь есть «Татьяны Пилецкой». После большого торжественного вечера меня посадили на это кресло. А внизу на сиденье надпись: «А судьбы у всех разные!»

- Кстати, в афишах до сих пор пишут «Пилецкая Татьяна Львовна», хотя вашего отца звали Людвигом. Сказались суровые реалии советского времени?

- Еще бы! Отчество пришлось поменять, потому что были тяжелые времена, и мою семью это коснулось очень серьезно. Брат погиб на фронте, отца арестовали, квартиру отобрали. Я была на грани высылки, на грани того, что вообще вся моя биография и жизнь пойдут под откос. Но, слава тебе господи, все обошлось.

- Странно... Ведь, например, ваш дед, Егор Федорович Урлауб, был известным художником, академиком живописи, его картины - в Русском музее и Третьяковке.

- Нет, это не спасало абсолютно. Ну что вы! Мои предки по папиной линии - Урлаубы - приехали в Россию в 1837 году. И все они - и мой папа, и дедушка - родились здесь, в Петербурге. Казалось бы, какое отношение имеют они к немцам? Имя, фамилия? Ну и что?! Но отец получил срок и до 1958 года отбывал его в городе Краснотурьинске только за то, что он немец по национальности. Его спасло то, что он был удивительно талантливым человеком. Он ставил спектакли в местном Доме культуры, и, думаю, это помогло ему выжить.

- У вас такая богатая родословная. Что вас саму из узнанного о предках больше всего поразило? Великая и невероятная прапрабабушка Луиза?

- Вы все знаете! Луиза Кессених, конечно, уникальная личность. Бесстрашная, с авантюрной жилкой! Во время войны с Наполеоном, скрыв свой пол, в составе прусской армии воевала против французов. Была трижды ранена, в битве при Ватерлоо лишилась правой руки, но дослужилась до чина уланского вахмистра. Выйдя на инвалидный пенсион, переехала жить в Петербург. Вышла замуж, причем хватило у нее энергии и мужества троих детей родить, открыть знаменитый танцкласс на Фонтанке у Измайловского моста и «Красный кабачок» - трактир на десятой версте Петергофской дороги. Между прочим, воспетый Пушкиным и Лермонтовым...

- Интересно, а в Германии она стала героем? Память о ней чтут?

- Сейчас уже нет, конечно. А раньше - да. О ее подвигах писали газеты, называли «второй Надеждой Дуровой». До сих пор в одном из музеев хранится чашка с ее изображением, которую Луиза подарила снаряжавшей ее на войну королевской семье. Мне из Германии прислали снимок этой чашки.

- Героическо-авантюристическая жилка прапрабабушки передалась вам?

- Ее гены проявились только, пожалуй, в способности к верховой езде, которая мне очень легко давалась. Более того, югославских актеров, снимавшихся со мной в фильме «Олеко Дундич», я даже учила скакать верхом. А в остальном... У меня абсолютно нет авантюрной жилки, я не сильный человек. Но способна на решительные поступки. Так в свое время я ушла из кино в театр - потому что стали мало предлагать интересных ролей. И это был шаг очень серьезный - я ведь не играла никогда на сцене, у меня не было драматического образования. Да еще в такой, как ленинградский Ленком. Это был немалый риск!

- Но он оправдался - «на вас» ходили и ходят...

- Я очень благодарна, что меня помнят, знают и, как это ни парадоксально, еще на улицах узнают. Причем не только питерцы.... Могу рассказать очень интересный эпизод. Недавно в Таллине у меня был творческий вечер. Дело все в том, что в 1937 году Кузьма Сергеевич Петров-Водкин нарисовал мой портрет. Называется он «Портрет Татули, или Девочка с куклой».

- Эта картина хранится в Таллинской картинной галерее.

- Правильно! И вот на мой творческий вечер заведующая отделом русской живописи привезла этот портрет. Причем под охраной... Сама его установила, рядом стояла, не разрешала даже фотографировать. Я прикоснулась к своему изображению с 1937 года первый раз, представляете?! Была растрогана до слез.

- Вас рисовал Петров-Водкин, другой известный художник Алексей Пахомов с вас сделал знаменитую статуэтку в фарфоре «Юная балерина», хранящуюся в Русском музее. Почему они в качестве модели выбрали именно вас?

- Мои родители очень дружили с семьей Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (он даже был моим крестным), часто у них гостили, а там бывал Алексей Федорович Пахомов. Он в тот момент решил себя попробовать в скульптуре. Его первая работа называлась «Мальчик с противогазом», а вторая - «Юная балерина»... А почему выбрали меня? Мы же общались. Я училась в балетной школе, какое-то изящество, вероятно, привлекло.

- Мечтали о карьере балерины?

- Нет, это мой погибший на войне брат Володенька хотел. В ночь, когда уходил на фронт, он положил мне под подушку семь слоников (они до сих пор стоят у меня на пианино!) и книжку «Основы классического танца». И написал: «Татьяна! Будь хорошей балериной». Но настоящей балериной я никогда в жизни не стала бы.

- Но почему?

- Во-первых, я была лентяйка, а балет - это адов труд. Во-вторых, некую роль сыграла, конечно, война. Наше училище почти на четыре года эвакуировали на Урал, в глухую деревушку Нижняя Курья. Постоянный голод, морозы под 40 градусов... Вы же понимаете, какие там могут быть занятия. Ну а главное - меня все-таки тянуло именно в драматическое искусство. Как только у нас в хореографическом училище открылся драмкружок, я первая прибежала туда и вскоре сыграла Снежную королеву. Будучи второклассницей, представляете?! Конечно, училище я окончила и после эвакуации даже некоторое время танцевала в кордебалете Театра музкомедии, но уже тогда стала понемножку сниматься в кино.

- Правда, что вашей киношной карьере весомо поспособствовал Александр Вертинский?

- Это вышло совершенно случайно. Нас познакомила общая знакомая, и на первой же встрече (а я уже снялась в «Пирогове» и еще нескольких фильмах) Александр Николаевич настойчиво, а он слегка картавил, говорил: «Гаубчик, гаубчик... С такой внешностью вам надо, надо сниматься в кино!» Позже он настоял, чтобы я попробовалась в картину «Княжна Мэри». Взял у меня фотографию и сам отвез на студию имени Горького режиссеру Анненскому. Меня вызвали и - можно так считать, конечно, - с его легкой руки я снялась в этой роли. За что Александру Николаевичу благодарна всю жизнь.

- Настоящую славу вам принес фильм Леонида Лукова «Разные судьбы»?

- Этот фильм действительно мне многое дал, но роль Тани Огневой в какой-то степени вышла мне боком. С одной стороны, пришла слава, с другой... режиссеры почему-то посчитали, что я могу играть только отрицательные роли. И это не очень положительно сказалось на моей кинокарьере. Вот почему я в итоге и ушла в театр... Нужно было переубеждать режиссеров, доказывать, что я могу играть другое. Вообще такова наша профессия актерская - надо всю жизнь доказывать, что ты что-то можешь.

- Насколько я знаю, вам приписывали романы с самыми известными красавцами страны - Олегом Стриженовым, Георгием Юматовым, Юлианом Паничем...

- И Марка Бернеса прочили, и даже Вертинского. Это же неизбежно, когда хочется поговорить об актрисе. Популярный человек - почему о нем не поговорить? Я же не буду опровергать это в прессе. Зачем? Говорят и пусть говорят.

- Если оглянуться назад, какие работы в кино для вас особо ценны на сегодняшний день и почему?

- Мне очень дорога одна из последних картин - «Вербное воскресенье». С Катей Гусевой, Катей Вилковой, со Светочкой Ивановой и Юрочкой Батуриным. Замечательные партнеры и очень хороший режиссер Антон Сиверс, который своим стилем работы очень напоминает мне Григория Михайловича Козинцева, моего первого режиссера. И моя роль мне близка - ведь там я сыграла бывшую балерину. Можно сказать, вспомнила свою первую профессию.

- В список своих любимых картин включили бы «Мать», «Невесту», «Зеленую карету», «Разные судьбы»?..

- Безусловно. А чем они мне дороги? Любая роль для меня ценна прежде всего интересным характером, неожиданными поворотами в судьбе героини. Бесхарактерного человека играть не соглашаюсь никогда. Тем более сейчас, когда у меня за плечами более сорока картин. А то, знаете, как иногда предлагают, глядя на год рождения?

- ?!

- «Это Милочка говорит. Мы хотим вам предложить роль...» - «Хорошо. Пришлите сценарий». Получаю, читаю: «Из дома вывезли в коляске преклонного возраста неходячую старушку. Она говорит: «Везите меня помедленнее, здесь так много ухабов...» Это роль? Прежде чем приглашать актрису, сначала узнайте, чем она занимается. Ткните на кнопочку - в интернете вся информация есть. «Как? Вы еще работаете?» Я работаю в двух театрах - «Балтийский дом» и «Приют комедианта», играю в больших спектаклях. Но кино люблю и могу сыграть даже эпизод. Имя себе уже не надо делать, слава тебе господи. Но не такую же ерунду.

- Сегодня артисты катаются на коньках, осваивают цирковые номера. Но часто смотришь фильмы с их участием и - не цепляет. Как думаете, что не так?

- Вы сами, наверное, часто видите: когда актриса или актер делают вид, что плачут, а из глаз - ни слезинки. Я играю в спектакле «Деревья умирают стоя» финальную сцену... Казалось бы, далеко зритель, можно обойтись без слез - просто сделать вид, что переживаю. Но я каждый раз после финальной сцены прихожу за кулисы и рыдаю. То есть какое-то время еще там, не могу выскочить из этого состояния. И слышу, как зритель в зале хлюпает... А если я сделаю вид, кого это заденет? Нет, надо выкладываться по полной. Играть надо только сердцем, только на разрыв аорты.

- Недавно вы признались, что самое большее, что вас может расстроить сегодня, - это когда мало работы. Неужели?

- Самое страшное для актера - это невостребованность. Сколько мы знаем примеров актеров, которые погибли именно из-за этого. Возьмите Извицкую, Юматова... Много! И поэтому я не могу лежать на диване и смотреть телевизор месяцами. Когда у меня не было такой уж большой загрузки, я пошла в архивы, раскопала свое генеалогическое древо с 1570 года, написала три книжки. Хотя я не поэт, но у меня около ста стихов. Откуда они вдруг рождаются, я не знаю, но... Я пока еще хочу что-то делать. Недавно позвонили из Москвы - хотят снять документальный фильм обо мне. Так что я все время в такой хорошей и доброй круговерти моей профессии.

Андрей Колобаев

Фото РИА «НОВОСТИ»

Просмотров: 5219
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Ирина Понаровская опять всех удивила!
В последнее время в СМИ муссируется слух о том, что Ирина Понаровская решила уйти со сцены. Но, по словам певицы, эта «информация» абсолютно не соответствует действительности.
15 ноября 2018
Стало известно от каких болезней может защитить кофе
По информации Исследовательского института Крембиля и Университета Торонто, каждый год жители Земли выпивают примерно 500 миллиардов чашек кофе. При этом эксперты выяснили, что этот напиток защищает организм от развития болезней Альцгеймера и Паркинсона.
11 ноября 2018
Учёные объяснили, почему нельзя есть на ночь
Поздний ужин чреват повышенным риском возникновения диабета, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
12 ноября 2018
Планшеты стремительно теряют популярность
По данным аналитической компании IDC, во всем мире резко падает спрос на планшеты. Причем это происходит даже в тех сегментах, где до последнего времени наблюдалась положительная динамика.
11 ноября 2018
Рождественские мелодии опасны для здоровья
Исследование американских ученых показало, что праздничные рождественские мелодии оказывают негативное влияние на здоровье, вызывая у людей стресс и подталкивая тратить больше денег.
11 ноября 2018
Роскачество не обнаружило в сосисках сои, бумаги и кошек
Роскачество сообщило о результатах полной проверки молочных сосисок. В службе утверждают, что большинство образцов соответствуют стандартам качества и изготавливаются из мяса.
13 ноября 2018
Загрузка...