Новости культуры и искусства
1449 | 0

Сергей Юрский: Актер, невольник чести

Сергей Юрский: Актер, невольник чести
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Человеком с живой совестью называли друзья Сергея Юрского.

Тонкий, внимательный, вдумчивый, он всегда находил в себе силы оставаться честным и с собой, и с другими. Но о своей продолжительной болезни никому не хотел говорить. На прошлой неделе культового артиста не стало...

Сергей Юрский умер дома от остановки сердца на 84-м году жизни. Для кого-то в памяти он останется лучшим Остапом Бендером, для кого-то - озорным дядей Митей из фильма «Любовь и голуби».

Образы, которые актер создавал на сцене и в кино, никогда не были шаблонными и тусклыми. Юрского обожали зрители разных возрастов, в его фильмографии более 50 картин, многие из которых страна знает наизусть.

КГБ И ДИССИДЕНТЫ

Почти 20 лет Юрский прослужил в легендарном БДТ, был одним из ведущих актеров товстоноговской труппы.

Эксцентричный, ироничный, темпераментный, сам себя Юрский всегда считал комедийным актером, клоуном по призванию, и любил вспоминать, как в детстве целыми днями пропадал в цирке, где его отец работал режиссером. Однако в БДТ он сыграл десятки блистательных драматических ролей. А своей главной называл Чацкого в «Горе от ума».

Наверное, он никогда бы и не ушел из родного театра. Однако жизнь вынудила не только оставить БДТ, но и переехать из Ленинграда в Москву.

В 1976 году концертный номер Юрского вырезали из «Голубого огонька». В то время это не могло быть случайностью. Вскоре спектакль, в котором он собирался играть, внезапно и без объяснения причин сняли с репертуара, а самого актера вызвали на допрос в органы. Его обвинили в дружбе с диссидентами и антисоветчиками.

Говорят, после допроса родственники и друзья, опасаясь, что Юрскому впаяют статью и упекут за решетку, уговаривали его написать в КГБ покаянное письмо, например, отречься от дружбы с опальным Иосифом Бродским, который посвящал ему стихи. Но Юрский не согласился. Предать друга для него было немыслимо. Человеческие отношения для актера всегда были главной ценностью. За верность принципам он заплатил высокую цену: из БДТ его практически выжали, в кино и на телевидении перестали снимать...

На пятом десятке, в 43 года, Сергею Юрскому пришлось начинать все с начала. С семьей он переехал в столицу и вскоре был принят в труппу Театра им. Моссовета, где прослужил до самой смерти.

МРАЧНЫЙ БЕНДЕР И ВЕСЕЛЫЙ ДЯДЯ МИТЯ

Предложения сняться в кино ему поступали с самого начала актерской карьеры. Удачей стала лента «Республика ШКИД», где Юрский сыграл директора школы. Через два года еще одна главная роль - Остап Бендер...

Сейчас этот фильм считается классикой, а после выхода ленты на экран на киностудию мешками приходили письма разгневанных зрителей. Критики писали, что Остап Юрского совсем не такой, как в книге, - мрачный, угрюмый, старый и совсем не смешной. Актер сильно переживал, как ему тогда казалось, провал. Время все расставило по своим местам.

И все равно самой всенародно любимой ролью Юрского стал, конечно, дядя Митя из культовой комедии «Любовь и голуби». Бабу Шуру сыграла Наталья Тенякова, вторая жена Сергея Юрьевича. Они оба были слишком молоды для того, чтобы изображать пожилую пару, и каждый день гримеры подолгу состаривали их лет на 20.

- Когда снимали «Любовь и голуби», меня взяли на съемки, - вспоминает дочь артиста Дарья Юрская. - Снимали в Карелии, там было потрясающе красиво. Но все время что-то случалось. Однажды в середине съемочного дня решили поехать обедать в ресторан. У отца был очень сложный грим: жуткая щетина, какая-то кепка, телогрейка, лицо сине-красное. Гримировали его по два часа. Вот он и решил не разгримировываться и в таком виде приехал в ресторан.

Все актеры прошли, а его швейцар остановил. «Иди, - говорит, - отсюда, здесь артисты обедают». Отец, вместо того чтобы что-то объяснять, начал играть алкоголика. Вернулся Меньшов, говорит: «Это наш артист, пропустите его». А швейцар ему: «Да какой это артист, он здесь пятый день уже околачивается!»

МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ И БОЛЕЗНЬ

Юрский - один из немногих актеров, который никогда и ни за какие деньги не соглашался сниматься в рекламе. Он не стал «лицом» какой-либо политической партии, хотя предлагали, и не раз. Актер отказывался сниматься в бесконечных сериалах и коммерческом кино.

«Меня спрашивают: «А почему вы не хотите?» - и мне приходится говорить, что неудобно со временем. «А мы перенесем съемки!» Я говорю: «Мне, кажется, ваш коллектив мне вряд ли подойдет, мы не сработаемся». «А мы сменим всю команду!» Тогда приходится говорить честно. «Понимаете, - говорю я, - мои моральные устои не позволяют мне сниматься вот в этой и в этой сценах».

По этой же причине он никогда не входил в число доверенных лиц политиков. «Мне кажется, что это неприличный жест власти - набирать доверенных лиц из известных людей. Это бестактность», - объяснил он как-то в интервью свою твердую позицию.

В последние годы Юрский практически не снимался. Ездил с концертами по стране - читал Пушкина, Пастернака, Грибоедова. Почти забытое нынче искусство, но Юрский каждый раз собирал полный зал. Умел достучаться до сердец зрителей.

Перед Новым годом, в декабре, актер попал в больницу: врачи обнаружили у Юрского рожу - тяжелое инфекционное заболевание кожи. Болезнь вызвала сильнейшую интоксикацию организма, давление подскочило до катастрофической отметки. Это заболевание особенно опасно для пожилых людей, но медикам удалось его купировать. Юрского отпустили домой.

А в начале февраля начал зашкаливать сахар в крови, давний диабет давал о себе знать. Ночью Юрскому стало плохо. Родственники вызвали скорую, но спасти актера врачи не смогли...

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

«Профессия, которой я отдал более полувека, переменилась. Она, я бы сказал, мутировала. Изменились задачи: чем влияем на зрителя, что приучаем зрителя ждать от нас, чем вообще занимаемся на сцене, с какой целью... И если бы знал об этом 50 лет назад, я, пожалуй... не пошел бы в эту профессию».

«Очень выгодно было бы сказать, что да, был диссидентом. Но я не был им. Я был самостоятельным, вольным человеком. И, конечно, это могло раздражать... Была травля. Театра она почти не коснулась, а вот в кино меня снимать было запрещено. Совсем. И телевидение, и радио, и пресса - все было закрыто».

«Страх самый большой - это страх потерять себя. Потерять уважение самых близких людей. И самоуважение. Страх, который ввел меня в болезненное состояние. Каждый с этим борется по-своему. Кто-то к врачу идет - я и к врачу ходил. Кто-то таблетки пьет - я и таблетки пил. Но у меня было еще одно. Я написал откровенную повесть. В стол. Об этом страхе. И то, что я сумел это сделать, для меня было крайне важно».

«Зарабатывать деньги в кино мне никогда не удавалось. Когда снимался в гигантских ролях, за это платили гроши. Когда же снял «Чернова» (как режиссер и сценарист. - Ред.), всего моего гонорара мне хватило только на банкет для съемочной группы».

«Я театром занимаюсь, литературой. А то, что мне предлагают в кино... Один раз только позавидовал моему другу Басилашвили и сказал режиссеру Бортко, что хотел бы сыграть Воланда. Но когда начались подробности: с механическим котом, с куклой... я сказал: «О нет». Нет, мне кот нужен, как у меня дома. И вместе с тем, чтобы был артист. Вот я не знаю, как это сделать... Поэтому: нет, нет, нет...»

«У меня счастливая была жизнь. Я имел привычку рассчитывать на понимание. Я даже могу с гордостью и несколько амбициозно заявить: если бы сейчас не находил понимания у зрителей, у меня были бы все основания оставить театр. Я могу не играть. Могу. Не из тех, кто без аплодисментов жить не может. Но играть, пока есть силы, я дал слово отцу. Ролей у меня, естественно, все меньше - возраст все-таки. Но вот сейчас попробую играть семь дней подряд - покажу весь свой репертуар. Если выдержу - что ж, хорошо. Ну а если помру - будет очень даже эффектно!»

«Бояться смерти я перестал совсем недавно. Отношусь к ней философски. Это немного пугает моих родных, они думают, что я вообще не хочу лечиться, не хочу отсрочить свой уход из этой жизни. Конечно же, хочу, но не любым путем. Вообще, все, что мог, я в этой жизни уже успел сделать. Поэтому умирать мне не страшно...»

Подготовили

Ольга Лесина,

Максим Неверов,

Андрей Князев.

Фото: РИА «Новости», Г. Усоев.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.