ЧП случилось на днях сразу с двумя памятниками, посвященными гигантам отечественного театрального искусства.
Монумент Галине Волчек вызвал всеобщее возмущение. А мемориал, установленный в честь Олега Табакова, осквернили вандалы. Разбираемся, что вообще происходит...
Памятник, который появился на могиле Галины Волчек, уже признан безобразным. Таково народное мнение. Там из мраморной колонны, символизирующей опору театра «Современник», как бы вылезает молодая бронзовая Волчек, которая при этом выглядит, мягко говоря, не очень... Памятник совершенно не понравился поклонникам Галины Борисовны. Более того, вокруг него поднялся такой шум, что в итоге изваяние задрапировали брезентом.
К памятнику Галине Волчек много претензий
Но у Галины Борисовны памятник на могиле хоть какой-никакой, а есть. А вот у Олега Табакова, который умер годом раньше, стоит только деревянный крест. Вдова актера Марина Зудина пояснила, что очень долго не могла определиться с эскизом. Потом начался коронавирусный карантин. И только сейчас удалось вернуться к вопросу о надгробии. При этом Олег Павлович еще при жизни удостоился множества монументов. Один из них установлен на родине мэтра - в Саратове. Там есть целая стена с фотографиями знаменитого артиста. Но после того как Елена Проклова рассказала, будто ее домогался «один очень известный актер», и подозрения пали на Табакова, стену памяти изуродовали неизвестные вандалы.
Мемориал Табакова изуродовали вандалы
Обо всем этом мы поговорили с художником Никасом Сафроновым. Он прекрасно знал и Галину Борисовну, и Олега Павловича. И конечно, вовлечен в ситуацию с памятниками.
- Сама идея памятника Галине Волчек хорошая и благородная: колонна «Современника» и как будто выходящая из нее, то есть из храма искусств, Галина Борисовна, - считает Никас Сафронов. - В общей же композиции памятник все-таки оставляет желать лучшего. Волчек не очень похожа на себя: лицо напоминает больше мужчину, притом явно пьющего. То же можно сказать и о несуразно большом пиджаке, он скорее с мужского плеча. Непонятна и сигарета между пальцев. Да, Галина Борисовна была человеком курящим, но оставлять этот факт в истории было бы некорректно. Наверное, было бы уместно сделать фигуру из белого мрамора, как, например, на надгробии великой актрисы Александры Яблочкиной.
В советское время на памятники для выдающихся людей устраивали профессиональный отбор: был конкурс среди лучших скульпторов того времени, и по его окончании специальная творческая комиссия оценивала качество и сходство. Сейчас, к сожалению, этого нет. А жаль...
Я когда-то рисовал графический портрет Галины Борисовны. Во время работы пытался уловить ее характер, невероятное обаяние. Вообще рисовать или писать такие образы, как Волчек, непросто. И, видно, не всем художникам удается создать доподлинный образ таких людей. Я считаю, что великий деятель театра достойна руки лучших мастеров в области скульптуры, таких как Александр Рукавишников или Зураб Церетели, которые наверняка бы с удовольствием согласились выполнить работу, не взяв при этом больших денег.
Наверное, правильно было бы в будущем создать государственную комиссию, которая будет конкурсным путем отбирать лучшие проекты для памятников народным героям. Галина Борисовна была человеком с огромным чувством юмора. И несмотря на ее самоиронию, мне кажется, она даже не улыбнулась бы, увидев, какой памятник будет стоять на могиле после ее смерти.
Что касается памятника Олегу Табакову, тут тоже надо подходить со всей ответственностью и строгостью. Олег Павлович - мировая история! Гений кино и театра. Еще при жизни он был живым классиком. И издеваться над памятью великого человека, которого любила вся страна, весь СССР, могут только люди малообразованные и глупые. Очень жаль, что подобное явление происходит в XXI веке.
Лидия Мезина.
Фото из личного
архива Н. Сафронова.