Народная артистка, звезда театра и кино Мария Аронова призналась «Миру новостей»: в ее творческой судьбе сейчас настоящая черная полоса. И она не знает, как с этим справиться.
- Дело в современных режиссерах, - с горечью поведала нам Мария, - я не понимаю их язык, мировоззрение, существование в профессии. Все чаще приходится слышать от режиссера: «Играйте сцену: идите, смотрите на героя и улыбайтесь». Я задаюсь резонным вопросом: как смотреть? Взгляд, он ведь разный бывает: влюбленный, ненавидящий, пустой - сейчас могу подобрать еще три десятка эпитетов и даже больше. Потом: почему она смотрит именно так, давайте искать задачу, глубину в ее взгляде. А режиссер недовольно заявляет мне: «Не спрашивайте, что да как, делайте - и точка!» А я так не могу, меня другому учили! И в театре, и в кино. Станиславский и Михаил Чехов - великие педагоги - говорили, писали: артист ничего не делает просто так, во всем должен быть смысл, нельзя выходить на сцену или к камере без шлейфа роли: что ты пытаешься сказать каждым движением? Но думающие артисты, увы, нынче не в моде.
- В тренде, как любят говорить молодые режиссеры, сейчас шоу и экшн. На психологию роли просто нет времени и денег.
- Шоу и экшн тоже бывают разными. Но, дорогой режиссер, объясни же мне! Я согласна научиться работать на твоем языке жестов, символов, если они несут смысл. Если ты, режиссер, меня уважаешь, ты посвятишь меня в этот язык. Я не претендую на сольную партию, готова быть в составе хора. Только хор должен понимать, о чем он поет, и жить одной идеей. А режиссер упрямо твердит (это я вам сейчас практически цитирую): «Попадите в луч, пройдите пять-семь шагов, хрюкните и выйдите из кадра! И не спрашивайте зачем - надо!» Я вам кто, дрессированная собачка? Или человек со своим жизненным багажом и опытом? Извините за резкость, наболело - слишком много разочарований в последнее время. Режиссеры самоутверждаются и самовыражаются за счет артистов. Хочет режиссер - грязью их закидает. Хочет, простите, - помочится на них. Или вверх ногами подвесит. А для чего, даже не будет объяснять. Попытаешься спорить, в ответ слышишь: «Не нравится - до свидания, найдем другого, послушного». Пригласят такого же артиста по росту, цвету волос, весу... Я, наверное, выгляжу занудой, да? Но мой внутренний спор с современной режиссурой не дает мне покоя. А может быть, это новый поворот в творческой профессии и я просто недоросла? У меня нет ответа, одни метания и разочарования...
Справедливости ради Мария отметила: вот режиссер Дмитрий Месхиев (снял фильм «Батальонъ», где Аронова сыграла главную роль) - он не такой, как другие. Он объясняет артисту задачи, и с ним было комфортно. Но Месхиев - исключение из правил.
Увы, хорошие, но недовольные артисты все чаще остаются без работы в кино и театре. Юрий Кузнецов, легендарный Мухомор из сериала «Улицы разбитых фонарей», замечательный, любимый зрителями, тоже недавно жаловался нам: начал спорить с режиссерами о качестве ролей и фильмов, и его перестали приглашать. Совсем. А ведь он один из лучших. Но лучшие не нужны, нужны молчаливые и со всем согласные?
Подготовила Марта Черемнова
Фото Г. Усоева