«Папа» Чебурашки и кота Матроскина, любимый детский сказочник Эдуард Успенский скончался на прошлой неделе.
Умирал в муках. Рак желудка с метастазами несколько лет пожирал писателя изнутри, а дорогостоящее лечение за границей не приносило результата и облегчения...
Практически все лето 80-летний Эдуард Успенский провел в клинике в немецком Баден-Бадене. Но, вернувшись домой, почувствовал себя совсем плохо. За несколько дней до смерти он потерял сознание в своем загородном доме под Рузой. Врачи оказали писателю скорую помощь, но госпитализировать уже не стали. Было понятно, что счет идет практически на часы. И провести их лучше в окружении родных, а не в больничных стенах...
ШАПОКЛЯК КАК МЕСТЬ ЖЕНЕ
Становиться писателем и уж тем более сценаристом мультфильмов Успенский никогда не мечтал. После школы поступил в авиационный институт, стал инженером, пошел работать на ракетный завод. Там-то и начал сочинять забавные миниатюры, которые вошли в его совместную с Аркадием Аркановым и Григорием Гориным книгу. После этого пошли стихи, а потом и рассказы для детей.
Первыми из всеми любимых героев на свет появились крокодил Гена и Чебурашка - в далеком 1966 году.
«Прототипом старухи Шапокляк стала моя первая жена Римма - дама, вредная во всех отношениях. Хотя, если уж быть честным до конца, Шапокляк имеет и мои черты. Характер у меня тоже не ангельский», - рассказывал Успенский.
Спустя восемь лет «родились» Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и прочие герои из «Простоквашино». Всего Эдуард Успенский написал около 50 книжек, которые были переведены на 25 языков. Это если не считать сценариев к мультикам «Антошка», «Рыжий, рыжий, конопатый», «Дядюшка Ау», «Следствие ведут Колобки», «Пластилиновая ворона» и еще нескольких десятков ярких и трогательных историй. Настоящая классика детской мультипликации, на которой выросло уже не одно поколение.
БОРЕЦ ЗА ПРАВДУ
За своих героев Успенскому всю жизнь приходилось воевать. То и дело появлялись коммерсанты, которые шили игрушечных Чебурашек, выпускали молоко с котом Матроскиным или конфеты с изображением других персонажей Успенского.
Спуску писатель никому не давал, отстаивал свои авторские права и в суде, и в прокуратуре, и в Следственном комитете. Да что там говорить, писал жалобы самому президенту!
Многие считали его склочным, но Успенский не отступал. Даже будучи уже тяжелобольным, передвигаясь на инвалидной коляске и проходя тяжелую химиотерапию, затеял разборки с «Союзмультфильмом». Ему не понравились новые серии «Простоквашино», то, как персонажей озвучили Охлобыстин и Сукачев. А главное, что от создателей мультика он не получил ни копейки авторских отчислений.
Битва эта, ставшая последней, длилась почти полтора года. Успенский выиграл ее 1 августа. Через две недели его не стало.
БРАК С ПЕРЕРЫВОМ
Умер Эдуард Успенский в своей подмосковной усадьбе. Когда-то писатель говорил, что купить ему этот особняк и землю помог кот из Простоквашина - отчисления с молочной продукции позволили сказочнику и в преклонном возрасте жить безбедно.
Рядом с ним последние пару лет была жена Лена. Она - вторая и... четвертая супруга писателя одновременно. На одной и той же женщине Успенский женился дважды - через 15 лет после развода они с Еленой снова зарегистрировали отношения.
А вот промежуточный, третий брак Успенского наделал много шума. С телеведущей Элеонорой Филиной, которую писатель в сердцах называл «большой сволочью», они прожили 10 лет.
Их отношения начинались как рабочие - вместе Успенский и Филина создавали сначала на радио, а потом на телевидении программу «В нашу гавань заходили корабли». Со временем дружба переросла в любовный роман: Элеонора развелась с мужем, Эдуард бросил жену Елену, которая в то время воспитывала взятых из детдома девочек-двойняшек...
Семейная жизнь, по уверениям Филиной, оказалась несладкой. Ссоры, раздражения, претензии. Разошлись Элеонора и Эдуард Николаевич в 2011 году с грандиозным скандалом. Она его обвиняла в самодурстве, хамстве и рукоприкладстве, он ее - в черствости, меркантильности и изменах. Даже в своей онкологии Успенский винил Элеонору: мол, нервотрепка и выяснение отношений спровоцировали у него образование опухоли...
После развода к Успенскому и вернулась бывшая супруга Лена, которая стала ему сиделкой и опорой. Она до последнего вздоха была рядом с писателем...
Вдова и три дочери (старшая - от первого брака) станут теперь его наследницами. К ним перейдут все права на издания книг, авторские отчисления и имущество: дом в Анапе, огромный двухэтажный особняк в дачном поселке Переделкино, усадьбы под Рузой и на Рублевском шоссе, элитная квартира в столице. По предварительным подсчетам, наследство может быть оценено более чем в 150 миллионов рублей.
Похоронили писателя на Троекуровском кладбище в Москве...
Ольга Лесина.
Марина Собе-Панек, сценарист и писатель:
«...У Успенского была такая особенность: всех, кто оказывался рядом с ним, он пытался заразить писательством и пристроить потом в какие-то детские проекты - в журнал, издательство, на студию, на радио.
Можете вспомнить кого-то из знаменитых и успешных, кто сам приводил бы в издательство потенциальных будущих конкурентов и собственными руками делился бы с этими потенциальными конкурентами куском своего пирога? А Успенский так делал постоянно.
Он никогда не спрашивал, хочешь работать в этом проекте или нет. Ему в голову не приходило, как можно отказаться от какой-то работы. Занята, не хватает времени? Спи меньше. Людей, которые вообще ничего не делают или сидят, ждут вдохновения, он вообще не понимал. Сам был трудоголиком. Работал каждый день.
Я помню, Успенский позвонил однажды и сказал, что завтра встречаемся в редакции одной радиостанции. Что там будет, не сказал. Приезжаю на студию - выясняется, что журналист собирался у Успенского взять интервью, а Эдуард Николаевич притащил с собой в эфир всех своих учеников...
Есть такие люди, которые не умеют в одиночестве есть вкусные конфеты, смотреть хорошие фильмы или любоваться чем-то прекрасным. Им обязательно нужно с кем-то поделиться. Успенский был таким. Поэтому он и тащил всех за собой и с собой».
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
«Кота из «Простоквашино» я хотел назвать в честь знакомого по фамилии Тараскин, который работал в киножурнале «Фитиль». Он был такой хозяйственный: все в дом, все в семью! Но он воспротивился (о чем потом долго жалел), пришлось поменять на Матроскин.
Старуху Шапокляк я списал со своей первой жены, с которой мы прожили 18 лет. Довольно вредная гражданка. А вот прототипом крокодила Гены является композитор Ян Френкель, мой приятель, с которым мы часто ездили на гастроли.
Кстати, однажды на какой-то юбилей издательства детской литературы собралось все политбюро. В президиуме сидел весь тогдашний «цвет партии», в зале присутствовали в основном номенклатурные писатели. Когда я вышел на сцену и сказал, что в зале находится прототип крокодила Гены, все тут же принялись завязывать шнурки, прятаться друг за друга. «Это замечательный композитор Ян Абрамович Френкель!» По залу пронесся вздох облегчения».
* * *
«Признаюсь: если только где-нибудь мультфильм про Простоквашино показывают, я сам как заколдованный бегу к телевизору и смотрю. Да не только я - все сбегаются к экрану. Удивительно, каждый раз смотрю его заново! А другие фильмы - у меня их 30 штук - такого моего внимания не привлекают».
* * *
«Мне кажется, в моих книжках есть витамин жизни. Когда меня спрашивают, кто мой любимый читатель, я отвечаю: ребенок лет шести, который полез на шкаф за вареньем и опрокинул банку. Пришел отец, хочет его отлупить, но у мальчика поднимается температура под 38. Поэтому отец достает мою книжку и начинает ее вслух читать. И они вместе смеются».
ТАСС/В. Белоусов,
ТАСС/В. Тараканов.