На Западе обожают составлять всевозможные рейтинги. Вот надо им все по полочкам разложить. На сей раз по полочкам были разложены... советские фильмы.
В десятке лучших советских фильмов, по мнению западных кинокритиков, оказались сразу шесть картин Андрея Тарковского. Почему так? Мы решили узнать у отечественных специалистов по кино.
Известный кинокритик Александр Шпагин уверен: если бы Запад учитывал и современный российский кинематограф, то рейтинг, вне всяких сомнений, возглавил бы фильм Андрея Звягинцева «Возвращение».
- Не просто же так вся Европа в течение четырех месяцев по несколько раз стояла в очередях, чтобы посмотреть этот фильм, - говорит киновед. - Назову только цифры: на создание картины Звягинцева потратили 250 тысяч долларов, а заработала она 30 миллионов долларов. Это говорит о многом.
Но на фильмы Тарковского Европа не больно-то ломилась даже в те времена, когда ленты нашего классика там выходили в прокат. Почему же именно этот режиссер оказался самым любимым на Западе? Киновед Кирилл Разлогов уверяет, что все просто:
- Запад знает только двух наших режиссеров - Эйзенштейна и Тарковского. Скажем, кто такие Рязанов и Гайдай, им вообще невдомек. И дело не только в том, что американцам и европейцам чужд наш юмор, просто комедии плохо путешествуют из страны в страну. Да, может показаться, что Тарковский - только для узкой прослойки общества, для избранных. Ну а других людей, которые бы вообще интересовались российским кино, на Западе нет.
- Тарковский взорвал Запад, - не соглашается с коллегой Шпагин. - «Солярис» - это было настоящее потрясение: в ядерной стране, которая вечно грозит мировым коммунизмом, оказывается, снимают такое кино! А его «Сталкер» завершил удар по Западу.
В списке также значится фильм Элема Климова «Иди и смотри». И это не просто лента о войне. У западного зрителя она вызвала настоящее потрясение.
- И здесь возникает даже мысль, что это не фильм добрался до Европы, а Европа добралась до этого фильма. Климов вообще был гением психологизма в кино. Посмотрите на его «Агонию». Это же гениально! Вот именно этот психологизм и пришелся по душе западному зрителя, - подытоживает Александр Шпагин.
Оксана Химич.
Фото: ТАСС/MARY
EVANS PICTURE LIBRARY