Выездное вечернее шоу проводили на фоне снаряженной и ярко освещенной ракеты, которая должна была унести в космос первый кинематографический экипаж - актрису Пересильд и режиссера Шипенко…
Так же - на фоне стартовой позиции и под открытым небом - в этом апреле канал «Россия-1» праздновал юбилей полета Гагарина. И лишь немногие понимали, почему для съемок выбрана именно такая локация. Да, ракета и «старт» (как его называют те, кто связан с космосом) удивительно красивы. Но дело не только в этом. В городе Байконуре просто нет достойных локаций для съемки.
Сгорел и не подлежит восстановлению Дом офицеров на главной площади аккурат наискосок от резиденции Роскосмоса. Заброшен летний кинотеатр, как и парк на берегу Сырдарьи. В самом городе, численность населения которого доходила некогда до 140 тысяч человек, сейчас живет не больше 75 тысяч (половина из них - казахи, многие из которых самовольно вселились в заброшенные многоэтажки).
Похожая картина и на космодроме - огромном куске пустыни площадью 70 на 90 километров. Здесь раньше действовали без малого 20 пусковых площадок, а также Центр дальней космической связи, сотни километров ЛЭП, железных и автодорог. Теперь в строю остались лишь два «старта», с которых отправляют на орбиту людей, да два предназначенных для пуска «Протонов» (их, впрочем, собираются закрывать). Заброшен - туда даже экскурсии не водят! - исполинский «старт» ракеты «Энергия». И гигантский ангар с «Буранами», и идеальная посадочная полоса для нашего космического челнока…
Зато по случаю «кинополета» лицо главы Роскосмоса Рогозина светилось едва ли не во всех передачах Первого канала. Тему отрабатывали и Ургант, и Познер, и Никонов. Восхищались: «Том Круз и Илон Маск кусают локти!» (Ракета с американским актером полетит лишь в конце октября.)
Но наши киношники стартовали на ракете, которую придумал Королев со товарищи еще в середине 1950-х, и на корабле, который его сподвижники создали в конце 1960-х.
У Маска - ракета новая. И корабль новый, и «старт». И вообще американская космонавтика, что уж там говорить, на подъеме.
А фильмы с Томом Крузом собирают под миллиард долларов. Поэтому для него не проблема отдать 30-40 миллионов зеленых за свой личный космический полет.
Не будем сравнивать художественные достоинства - недостатки, но самый кассовый фильм, снятый «космонавтом» Климом Шипенко, - «Холоп», он же самый кассовый фильм России, собрал меньше 100 миллионов долларов. И потому отечественная киноэкспедиция не окупится примерно никогда.
Ничего обидного, просто у нас разные экономики. И американская, увы, мощнее.
Есть версия, что советские космические амбиции, равно как и гонка вооружений, некогда привели СССР к распаду и краху.
Как бы нынешнее желание надувать щеки на фоне космической ракеты не обернулось дальнейшими бедами для экономики российской.
Сергей Литвинов,
писатель и сценарист.
Фото: Pixabay.com