У звезд эстрады отменяются концерты, один за другим закрываются на карантин театры. И даже юмористы, оказывается, чувствуют себя не лучшим образом.
Причем не только из-за гнетущих реалий пандемии. Об этом нам рассказал знаменитый куплетист, постоянный участник юмористических телепрограмм Николай Бандурин.
- Николай, сейчас в сфере культуры и в индустрии развлечений, как говорят, совсем плохо. Но вроде бы государство обещало оказать поддержку. Есть она?
- Мы не видим никакой поддержки от государства. Давайте отделять котлеты от мух. Поддержка обещана и, возможно, оказывается организациям. Москонцерту, например, или филармониям. Там есть свой штат, и сотрудники таких организаций, наверное, лучше себя чувствуют. Но дело в том, что многие артисты давно работают сами по себе. И вот эти свободные художники брошены на произвол судьбы. А ведь им не только кушать что-то надо и семью кормить, им еще нужны деньги на развитие. Артисту много чего надо оплатить - реквизит, костюмы, песни или монологи, с которыми он выступает. Все это за его личный счет. И все это очень дорого. Но самое печальное даже не в том, что нет возможности заработать, а в том, что нет возможности выходить на публику. Любой артист нуждается в зрителях.
- Некоторые продюсеры говорят, что в этом периоде всеобщего простоя есть и плюс: зритель так соскучится по концертам и мероприятиям, что потом бегом побежит покупать билеты.
- Может, и побежит. Вопрос в том, кого он увидит на сцене? Я знаю артистов, которые из-за всей этой тяжелой ситуации готовы переквалифицироваться. Сменить профессию. А кто-то просто умрет...
- В смысле?
- Как артист. Представьте, что вы легли на операцию к хирургу, который полгода не оперировал. Или сели в самолет, которым управляет пилот, давно не державший в руках штурвал. То же самое и с артистами. Есть ряд профессий, которые нуждаются в постоянном тренинге. Но, если честно, у нас, юмористов, и до пандемии все складывалось не очень хорошо.
Во-первых, нам сильно вредит интернет. Одну и ту же песню можно бесконечно слушать. Чем чаще ее слышишь, тем она становится популярнее и любимее. А с шуткой все совсем иначе. Шутка, услышанная много раз, становится неинтересной. Кроме того, зачем зрителю идти на концерт, если он бесплатно в Cети его может посмотреть? Когда средняя зарплата по стране 15-20 тысяч, бесплатное зрелище привлекает гораздо больше живого концерта!
Во-вторых, у концертов в принципе теперь есть альтернатива. Сейчас на корпоратив, например, необязательно профессиональных артистов приглашать. Есть ведь «Камеди клаб», стендап и прочее...
- То есть новички жанра мешают старой юмористической гвардии?
- Я с уважением отношусь к новичкам. Но они не понимают, что наша профессия имеет свои законы. Раньше с артистом, чтобы собрать ему репертуар, работала целая команда. Шутки писал профессиональный писатель-сатирик, музыку - композитор, стихи - поэт. Все вкладывали в общее дело частичку себя. И получались шедевры! А сейчас? Накропал сам что-то на коленке - и вышел к зрителям. Попадаются, конечно, и хорошие номера. Но подавляющее большинство «новых русских юмористов» - непрофессионалы. Я теперь пресловутые худсоветы вспоминаю с благоговением. Вот это был отсев! И все стремились к качеству.
- Но зритель может выбирать: сходить на концерт профессионального юмориста или тупо поржать на стендап-шоу. Почему он все чаще выбирает второе?
- В самом вопросе есть ответ: потому что зрителю надо «тупо поржать». Некому теперь воспитывать у зрителя хороший вкус! Когда-то этим занималось телевидение, но теперь никакой просветительской деятельности оно не ведет!
Наше ТВ идет на поводу у рейтингов. Дошло до того, что на Первом канале крутят «смешные» ролики из интернета! А в чем тут искусство? Понятно, что рейтинг привлекает рекламодателей. Но нужно оставить квоту для чего-то, что выше денег. Скоро ведь не останется настоящих артистов. У нас каждый год уходят в мир иной люди-эпохи. А кто приходит им на смену? Люди-«недельки».
Я вам больше скажу: сама профессия эстрадного юмориста потихонечку отмирает. Как умерли в свое время профессии трубочиста, фонарщика... Потому что интернет и конкуренция с так называемым новым юмором - дилетантским, но отвечающим непритязательным запросам публики - оставляет наше искусство за чертой востребованности...
Лидия Мезина
Фото из архива Н. Бандурина.