Все мы любим сериалы. Давно прошли времена, когда их в нашей стране снимали по пять-шесть в год, а лучшие (про Штирлица, д’Артаньяна или Жеглова с Шараповым) вспоминались десятилетиями. Сейчас сериалостроительство поставлено на поток.
Однако вы не найдете данных, как много сериалов снимается нынче в России. Чтобы посчитать, мне вручную пришлось прошерстить весь сайт kino-teatr.ru. И знаете, сколько оказалось? За прошлый год - 242 сериала! И это только российское производство!
Но в то же время узок круг жанров наших сериалов. Невелик набор тем, которые они затрагивают. Это или мелодрама, или детектив, или что-то среднее. Первый канал и «Россия-1» чаще всего облекают «мыло» в ностальгическую упаковку, делая акцент на 80-х годах. (На этих каналах денег больше, а чтобы снимать прошлое, нужны затраты: интерьер и костюмы подбирать, кондиционеры на фасадах ретушировать.) ТВЦ предпочитает классические детективы, НТВ - боевики, СТС и ТНТ - комедии, обычно молодежные: иногда смешные, порой низкопробные. Чтобы отметиться к празднику, сняли в год 75-летия Победы толику военных фильмов.
Но есть темы и жанры, которые на наших эфирных каналах ни за что не могут увидеть свет. К примеру, у нас с моей сестрой и соавтором есть роман «Над пропастью жизнь ярче». Там девушка, делая себе татуировку, заражается СПИДом и пускается во все тяжкие. Кому мы только из продюсеров его ни показывали на предмет будущей экранизации - ни в какую: «Больных СПИДом на отечественном телевидении быть не может!»
Трудно представить у нас на ТВ российские сериалы, подобные «Карточному домику», «Короне» (про интриги в высших эшелонах власти), черную комедию «Метод Комински» или «Во все тяжкие» (где учитель химии начинает варить наркотики).
Но, слава богу, теперь появились независимые вещатели и их становится все больше: Premier, ivi, more.tv, Start, Okko, «КиноПоиск»... А там гораздо меньше запретных тем, неподходящих сюжетов. Для этих стриминговых компаний (вещающих в интернете) в прошлом году в России сняли уже 46 сериалов, и именно им мы обязаны самыми большими успехами, к примеру, комедией «Домашний арест», ужастиком «Эпидемия» или жесткой мелодрамой «Чики».
Вот и на наш роман про девушку со СПИДом продюсеры, работающие на независимых, внимание обратили. И это обнадеживает, потому что в современном обществе, до предела информатизированном и компьютеризированном, все меньше остается табу и запретов. И красные флажки цензуры, идеологической и денежной, раздвигаются все шире и шире.
Сергей Литвинов,
писатель и сценарист.
Фото: Pixabay.com