Канал «Россия 1» завершил показ сериала, который изначально называли ремейком фильма «Место встречи изменить нельзя». Ведь и там, и здесь прототипом главного героя послужил известный советский следователь Владимир Арапов.
В ленте Станислава Говорухина он стал Шараповым, в новой версии - Каратовым, и сыграл его Игорь Петренко. Но получилось ли кино?
Жеглова, к слову, не существовало. Просто братья Вайнеры, работая над романом, разделили факты биографии и характер Арапова на двух персонажей. Реальный следователь действительно внедрялся в послевоенные банды (как герой Владимира Конкина). Но характером напоминал героя Высоцкого, был жестким и бескомпромиссным. На чем и погорел. В 1970-е легендарный сотрудник МУРа, переловивший-пересажавший чуть ли не всех столичных бандитов, поскандалил с высоким кабинетным начальством. И из органов уволился. Стал преподавать студентам, дожил до 87 лет и ушел из жизни всего три года назад.
Прототипом персонажа Константина Лавроненко в новой киноистории стал Лев Шейнин - следователь по особо важным делам прокуратуры СССР и тоже легендарная личность. Он расследовал убийство Сергея Кирова, участвовал в разработке детектора лжи. В московском окружном военном суде на Арбате до сих пор висит портрет Шейнина - его ставят в пример молодым. Не раскрывая, впрочем, такого факта его биографии: в конце 30-х следователь сидел по ложному обвинению, а в конце 40-х его отстранили от следственной работы. Без объяснения причин.
То есть в 1951 году (в это время начинают разворачиваться события в картине, это указано в титрах) Шейнин уже в органах не работал, а занимался писательской деятельностью. Это первая нестыковка с реальными событиями.
Режиссер Антон Сиверс в беседе с корреспондентом «Мира Новостей» несколько раз подчеркнул:
- Пересечений с картиной «Место встречи изменить нельзя» у нас искать не стоит! Да, один прототип главного героя. Там лента, по сути, о героической работе сотрудников МУРа. У меня же главные действующие лица те, кого называют антигероями, то есть преступники. Отчего происходит деформация душ и приличный вроде бы человек вступает на путь грабежей и убийств? В этом я пытался разобраться. Насколько удалось, судить, конечно, зрителю.
Зрители судили. И оценили фильм как в общем-то среднюю работу. Не шедевр, но посмотреть можно. Основные претензии к Игорю Петренко: какой-то вялый, а ведь героических следователей хочется видеть живчиками.
А главный ляп - это, конечно, слоган фильма: «Реальная история «Черной кошки». Ведь на самом деле такой банды не существовало! Это выдумка!
- После Великой Отечественной войны в Москве был действительно разгул преступности, - рассказывает профессор кафедры криминалистики Московской государственной юридической академии Николай Егоров. - В основном воровство и грабежи. Такого количества убийств (прямо голливудский боевик!), как показали в кино, не было. Как не было и банды «Черная кошка». Просто послевоенные дети, играя во дворах в войну, преступников и доблестных следователей, придумали рисовать знак черной кошки. С легкой руки ребятни история и пошла гулять в народ.
М.Ч.
Кадр из сериала