31 декабря Первый канал впервые за долгие годы не покажет легендарную «Иронию судьбы, или С легким паром!» режиссера Эльдара Рязанова.
В пресс-службе канала этот факт уже объяснили довольно банально - тем, что завершился срок действия договора с киностудией «Мосфильм». Но, возможно, есть и другие причины?
Народный артист Андрей Мягков уже дал свой комментарий: «И слава Богу. Всему свое время». Так неужели время «Иронии» безвозвратно ушло?
- Все уже наизусть ее знают, сколько можно показывать и смотреть? - с некоторым раздражением прокомментировал кинокритик Сергей Кудрявцев.
Похожая точка зрения у Виктора Брагинского - художника и сына соавтора сценария легендарного фильма Эмиля Брагинского.
- В жизни моего отца была следующая история. В 1941 году он и его друзья-ровесники рыли окопы на подступах к Москве. Неподалеку располагались железнодорожные пути, и однажды там встал состав с черной икрой - уж не знаю, откуда и куда везли, но вывезти далеко не сумели.
Огромное количество банок в тот момент было девать просто некуда. Начальник состава, по словам отца, предложил юнцам из ополчения: ешьте, сколько влезет! Они ели. И отец наелся так, что всю последующую жизнь о черной икре даже слышать не мог. Видимо, и «Иронией судьбы» зрители «объелись».
А психолог, телевизионный эксперт Ольга Твардовская объясняет, почему Лукашин со своим веником и гадкой заливной рыбой не просто не актуален в наши дни, а воспринимается как антигерой. И Надя - антигероиней.
- Ваш звонок застал меня в магазине - закупаю продукты к новогоднему столу, - начала Ольга. - И прямо тут начала проводить «опрос» среди покупателей. Спрашиваю людей разных возрастов: о чем, на ваш взгляд, этот фильм?
Ответы следующие: «О том, как человек напился и оказался в другом городе», «Это про широкую русскую душу - когда живут по принципу «я не хотел, так получилось».
Один мужчина средних лет весьма интеллигентного вида сказал даже так: «Фильм с отрицательным оттенком о том, как пьяный человек из Москвы разбил счастливую влюбленную пару в Ленинграде - извечное противостояние двух столиц».
В качестве главного положительного героя, не поверите, теперь называют Ипполита - он хотя бы боролся, чтобы остаться со своей невестой. Остальные в этой картине «плывут по течению».
Вообще, это кино об инфантилизме и о так называемом расстройстве привязанностей. Давайте рассуждать. У героя есть невеста. Внезапно он уезжает в другой город и там за одну ночь влюбляется в другую. А если его через год в Африку занесет? А еще через два - в Испанию? Каждый раз будет новая любовь?!
Понятно, почему «Ирония судьбы» была так любима в советское время. 70-е - годы романтики, Грушинских фестивалей. Романтическое пьянство даже приветствовалось. Сейчас пить не модно. Инфантильность и нежелание принимать решения воспринимаются как слабость. И наверное, это правильно. Сейчас надо, в том числе с телеэкранов, учить людей выживать в сложном мире, а не искать себе приключений...
Знаю, что несколько лет назад сняли продолжение «Иронии судьбы». Авторы сиквела попытались фантазировать о том, как могли сложиться судьбы главных героев. У меня своя версия этой истории.
Лукашин и Надя могли остаться вместе после той новогодней ночи. А дальше...
Не так давно приходит ко мне на прием 70-летняя женщина. Плачет: меня буквально достал мой муж-пьяница! Такой, говорит, был романтик полвека назад, на гитаре играл. «А теперь не живу с ним, а мучаюсь. Решила - отправлю-ка его жить к 90-летней маме!» Именно так, на мой взгляд, могла сложиться и совместная жизнь киногероев.
Марта Черемнова.
Кадр из фильма.