На канале гордо обещали: фильм станет событием года! Но обещание оказалось преждевременным. Картина неплохая, отмечают профессионалы, но не более. Многие из литературного сообщества вовсе от просмотра отказались. Пожалели времени.
Эта лента, скорее всего, затеряется среди многочисленных мыльных сериалов ни о чем. Но разве нельзя было неуспех просчитать заранее?
- Я посмотрел ровно полчаса и выключил телевизор: стало скучно. И обсуждать эту скукотень, простите, не хочется, - пожимает плечами писатель, историк русской литературы Алексей Варламов.
Профессор МГУ, литературовед Николай Богомолов абсолютно не удивлен: шедевра он и не ждал.
- Роман-то сам по себе средненький, - говорит он. - Есть гораздо лучше. Зачем снимали, мне непонятно.
А вот исследователь творчества Алексея Толстого, писатель и филолог Александр Руднев проводит некоторый экскурс в историю:
- Вообще, данная экранизация «Хождения по мукам», как вам наверняка известно, третья. Первая случилась в 1958 году. Сестер Булавиных в том фильме играли актрисы Руфина Нифонтова и Нина Веселовская.
Вторая экранизация датирована 1979 годом. Фильм вышел, мягко говоря, так себе. Скажу больше - исполнительниц главных ролей Ирину Алферову и Светлану Пенкину раскритиковала вдова Толстого Людмила Ильинична, с которой я, к слову, был лично знаком.
Она считала, что в этой картине героини похожи на девушек легкого поведения, но никак не на барышень из приличной семьи, какими описаны в романе.
Версии 1958 и 1979 годов чрезмерно политизированы: все герои к финалу становятся «красными» и «за революцию». Впрочем, снято вполне в духе времени: рукоплескали партии власти.
- В новой экранизации авторы, к их чести, пытались быть максимально уважительными к писателю. В заставке мы видим страницы книги и образы героев. Я бы назвал это картиной-посвящением Алексею Толстому. Но... менее скучно от того не становится, - считает кинокритик Юрий Богомолов. - «Виноват», действительно, роман, давно утративший историческую актуальность, впрочем, он и с самого начала был конформистским, компромиссным.
«По мукам ходило» донское казачество в романе «Тихий Дон». А тут особых и мук-то нет, больше по мелочи. Особенно если сравнить с тем горем, которое принесли революция и Гражданская война, развязанные в общем-то большевиками. А тут все настолько приукрашено, преувеличено - и положительная роль большевиков в истории страны, и «муки» героев...
Но Толстой и не мог написать правдиво. Потому как был обласкан властью. Попробуй скажи слово против!
- Алексей Николаевич, в общем, идеально сумел приспособиться к большевистскому режиму, - рассказывает Александр Руднев. - Был четырежды лауреатом Сталинской премии, награжден всеми орденами, какие только были. Самый богатый писатель имел открытый счет в банке, что мало кому позволялось.
Но вернемся к сериалу. К артистам, говорят профессионалы, вопросов нет.
- Актеры создали точные образы. Разговаривают, обедают, ведут себя как люди того времени, - продолжает Александр Руднев. - Мне особенно понравился Антон Шагин в роли Бессонова. Толстого, кстати, обвиняли, что изобразил в этом образе Блока. На что Алексей Николаевич парировал, что «это не Блок, а пародия на него». Хороши исполнительницы главных ролей, симпатичен Телегин...
- И я против артистов ничего не имею. Отдаю должное и Анне Чиповской, и Юлии Снигирь - очень хорошие актрисы, наверное, самые красивые в своем поколении, - соглашается и Юрий Богомолов. - Я видел их и в кино, и в театре. И тут хороши. Но вот само кино... зачем снимали? Экранизацию можно рассматривать разве что как некоторую дань уважения Толстому - писателю талантливому, но который иногда поступался человеческими и творческими принципами.
Одно хотя бы радует: в новой ленте политики не оставили. Главная мысль - в словах Рощина, обращенных к Кате: «Пройдут годы, утихнут войны, отшумят революции, но нетленным останется одно лишь кроткое, нежное, любимое сердце ваше». Так что кино - о любви. Подобного мыла на ТВ нынче много.
Марта Черемнова.
Фото: PR-НТВ