Кто-то в восторге от этой фантасмагории, в которой молодого Николая Васильевича играет восходящая звезда Александр Петров, кто-то считает эти фильмы кощунством над классикой. На последних сценаристы проекта супруги Наташа Меркулова и Алексей Чупов не обижаются, хоть с ними и не согласны.
Алексей: - Понимаете, он же веселый был человек, Николай Васильевич. Помните такой старый советский черно-белый фильм «Антон Иванович сердится»? Там главный герой - дирижер в консерватории, который очень серьезно классику воспринимал и не позволял никому шутить на эту тему, терпеть не мог оперетту, считал, что музыка - это исключительно высокий серьезный жанр.
И вот как-то он уснул в кресле, и ему явился Иоганн Себастьян Бах. Они стали разговаривать, и режиссер вдруг понял, что Бах был веселый толстый человек и что сам он - болван, раз судил о музыке так однобоко. Так вот и Гоголь бы, я думаю, нас понял.
Наташа: - Нам очень хотелось Николая Васильевича оживить, потому что все его тексты действительно сотканы из невероятного материала. Из них понятно, что Гоголь очень любил жизнь, любил песни, интересных собеседников, примечал все, что касается быта.
Николай Васильевич так вкусно все это описывал, что невозможно представить его просто пыльным портретом в школьном классе. Он абсолютно живой, очень подвижный, да, нервный, да, где-то психически неуравновешенный, но в этом и есть прелесть, в этом жизнь!
- Николай Васильевич вам как-то «подмигивал» во время работы?
Наташа: - Ой, мы, едва за что-то беремся, сразу получаем сплошные сигналы и знаки. (Смеется.) И взявшись за «Гоголя», получили от Николая Васильевича так много разных знаков, что сейчас и не вспомнить что-то конкретное. Вечно натыкались то на усы какие-нибудь гоголевские, то на название кафе «Гоголь», то проходили мимо какой-нибудь будки по ремонту обуви «Черевички».
КСТАТИ
В последнем фильме про Гоголя Павел Деревянко играет Пушкина. Великий поэт появляется в кадре, чтобы с Лермонтовым и Гоголем распить бутылочку шампанского «Вдова Клико».
- Я играл многих исторических персонажей - например, Наполеона, Гитлера, хотя ни первый, ни тем более второй никогда не были моими кумирами, - рассказывает актер. - А вот Пушкин был моим кумиром с детства, поэтому я с радостью согласился сыграть великого поэта.
К тому же я очень завидую одному известному актеру, который переиграл многих знаменитых людей - от того же Пушкина до Высоцкого, так завидую, что кушать не могу, как сказал бы, наверное, герой фильма «Мимино». К тому же я пишу стихи. А вдруг их издадут и кто-то скажет: «Ай да Деревянко! Ай да сукин сын!» Хотелось бы хоть в чем-то быть похожим на Пушкина.
Андрей Князев.
Марина Бойкова.
Кадр из фильма.