Новости культуры и искусства
5494 | 0

Евдокия Германова: «Жизнь на политику тратить не хочется»

Трагик и клоунесса в одном лице. Взрывоопасная смесь и в творчестве, и в жизни. Эксцентричная, резкая, непредсказуемая. «безбашенная особа», как она сама себя называет. Евдокия Германова с треском вылетала из театра и - триумфально возвращалась.

Евдокия Германова: «Жизнь на политику тратить не хочется»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Несколько лет назад достоянием общественности стала трагическая история с усыновлением Германовой детдомовского мальчика. Потом - история о том, как Олег Павлович Табаков по «волчьей» 33-й статье (за прогулы) с треском выгнал свою любимую ученицу из «Табакерки», когда она, улетев в Лондон репетировать антрепризу, не явилась на свой спектакль. На два года актриса была отлучена от родного театра, чуть не стала бизнес-леди, но вернулась. И вернулась триумфально! те, кто ходит на ее спектакли в МХТ имени Чехова или антрепризы, идут конкретно «на Евдокию Германову».

Сегодня она с блеском играет в нашумевшем и смелом по нынешним временам спектакле «Берлус­Путин». В ее фильмографии такие популярные фильмы, как «Ниагара», «Русское», «Мусульманин», «Охотник», «Жила-была одна баба».

- Евдокия, фильм «Жила-была одна баба» собрал множество киношных призов, давно не было отечественной картины такой эпической мощи. Для вас мучительные были съемки, ведь там все снято натурально, жестко, беспощадно?

- Ну что вы, съемки были в радость! Я с головой погрузилась в крестьянскую жизнь Тамбовской губернии начала прошлого века. С Андреем Смирновым вообще замечательно работать, хотя он и очень дотошный режиссер, особенно на первой стадии, когда идет подбор актеров, выбор костюмов, декораций.

- Говорят, на каждую роль было по множеству претендентов...

- Я тоже слышала, что режиссер ходил с чемоданом фотографий артистов, пытаясь сложить воедино всю команду. Но меня он утвердил без проб. Андрей Сергеевич не только мне поверил, спасибо ему огромное, но и меня «отвоевал» у Олега Павловича Табакова, у которого я в это время тоже должна была играть в спектакле. Табаков уступил, заменил меня на период съемок другой актрисой, потому что очень меня любит и по-отечески опекает.

- А вы знаете, что деньги на эту картину дали некоторые наши известные олигархи? По слухам, в расчете на то, что фильм выйдет прямо перед выборами 2011 года и, показывая ужасы советской власти, сыграет определенную роль по дискредитации некоторых представителей власти.

- Да, я знаю об этом. Но если бы не кризис, у Смирнова не было бы подобных проблем с финансами.

- После Крыма творческая среда вновь живо заинтересовалась политикой, мнения резко разделились. Интересно, вы по какую сторону баррикад?

- Нет, сейчас это не моя тема. Вот во время работы над очень острым спектаклем «Берлус­Путин» у меня было некое раздвоение личности, когда я, в принципе барышня не политизированная, превратилась в осведомленного человека. Я там играю актрису, которая вслепую подписывает контракт и только на встрече с режиссером узнает, что она должна играть жену Путина - Людмилу Александровну. И не просто играть, а импровизировать - текста практически нет. Там шутовство, сатира, но получилось очень забавно! И тогда я действительно начала более-менее разбираться в политике. Самое смешное, что параллельно я участвовала в мюзикле Лоры Квинт «Я - Эдмон Дантес» по роману Дюма, где, как известно, одна из главных тем - тема мести. Погружаясь в материал, я даже ходила в Центр Сахарова - изучала переписку Людмилы Улицкой и Михаила Ходорковского. Но, слава богу, так и не стала революционеркой. (Смеется.)

- Ничего себе погружение! Какая интересная аналогия: Михаил Ходорковский - граф Монте-Кристо. Думаете, будет мстить?

- Уверена, что не будет. Но сейчас мне больше интересна психология человека. Что у него в мозгах, в душе, в чувствах. Жизнь на политику тратить не хочется. Я - актриса. Я лучше стратегию гениев буду изучать, психологию творчества.

- В спектакле «Последняя ошибка Моцарта» вы играете вдову Моцарта. Вы ответили для себя на вопрос: в чем стратегия и психология этого гения?

- Во-первых, я безумно люб­лю музыку Моцарта. Я реву над его произведениями, но и выздоравливаю после его музыки. Она абсолютна! И стратегию Моцарта я тоже изучала. После его смерти осталось же множество вопросов. Например, известно, что масонская ложа оплачивала Моцарту исследования, как с помощью музыки воздействовать на людей. Он до последнего бился над этой загадкой и, судя по всему, очень далеко продвинулся. Когда его спрашивали, а как вы так гениально пишете, он отвечал: «Я просто вижу, что две ноты влюблены друг в друга...» Здорово, правда?

- И все-таки кто его убил?

- Версий много. Он же болел сифилисом, чтобы излечиться, пил ртуть...

- Это достоверный факт?

- Абсолютно. Поэтому и не мог иметь детей. От чего он умер? Точно не Сальери его отравил. Это все Пушкин придумал. Может, от сифилиса умер, может, от чего-то еще. И музыка могла его убить... Ведь кто-то считает, что Моцарт все-таки выполнил заказ масонской ложи и «Концерт обреченных», который он писал, действительно существует и может убивать людей...

- Наркоманка - в «Киксе», полусумасшедшая ведьма - в «Охотнике»... Очень часто ваши героини, мягко говоря, экстравагантны, с отрицательным обаянием. Вам именно такие образы интересны?

- И такие в том числе. Главное, чтобы они не были скучными. Моя профессия счастливым образом показывает ходы любви. И я всегда буду любить людей, даже самых подлых, если их играю, я всегда буду их защищать.

- Вы ведь учились у Табакова. Какой он вам дал самый главный урок в жизни?

- Главных уроков, которые я, может, не сразу поняла, но запомнила, было множество. Например, он нас предупреждал: чем больше успехов будет у каждого из нас, тем меньше людей будет рядом с нами, которые будут радоваться нашим победам. Останутся самые преданные, настоящие. И это сбылось! А еще я как-то в студенческие годы спросила его: как играть, когда все уже переиграно? Чем можно удивить мир? И он ответил: «Удивить мир можно только собой». Как раз в этот момент он сделал со мной дипломный спектакль по пьесе Жана Ануя «Жанна д’Арк». И Олег Павлович сказал: ну давай, попытайся стать Жанной д’Арк. И я честно попыталась. Даже в историческую библиотеку залезла, читала там выступления Жанны, когда шло над ней судилище. Я ее философию полностью приняла всерьез. Типа, если идти до конца на самопожертвование, как она, то для тебя нет никаких пределов, запретов и препятствий. Заигралась, короче. А подобное состояние не совместимо ни с профессией актера, ни вообще с современной жизнью. Тогда нужно просто уходить в монастырь! Чуть с ума не сошла. Репетиции остановились...

- И что предпринял учитель?

- Табаков поставил жесткое условие: либо ты сегодня вечером сыграешь премьеру, либо спектакля вообще не будет. Это была экстремальная ситуация. А я человек экстремальных ситуаций, очень хорошо чувствую себя в подобной атмосфере. И вот этот странный парадокс от Табакова, что удивить мир можно только собой, воплотился во время того премьерного спектакля про Жанну. Я не помню ни числа, ни времени года, но этот вечер родил меня как актрису. Все, что было во мне, я именно тогда и показала.

- Евдокия, сейчас вы сами преподаете актерское мастерство. Как человек, поступивший в театральный с шестой попытки, можете сказать, в чем главный критерий актерского таланта?

- Я знаю точно одно: в актеры следует идти только тем, кто Богом да мамой с папой на это дело рассчитан. В противном случае это будет пожизненная каторга не только для самого горе-артиста, но и для всех окружающих. А отличительная черта актерского таланта, на мой взгляд, - наличие «атома солнца» в человеке. Часто этот атом бывает врожденным, иногда приобретенным, но без него в нашей профессии никак. Поэтому я в своих студентах в первую очередь ищу эту живую искорку.

Андрей Колобаев

Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.