В 2008 году актриса Евгения Соляных закончила курс Сергея Проханова в ГИТИСе, со второго курса уже выходила на сцену в Театре Луны». После окончания института была приглашена также в труппу Романа Виктюка, особого ценителя красоты, элегантности, и предъявляющему к своим актерам повышенные требования по части хореографической и физической подготовки. За это не очень продолжительное время, насыщенное гастролями с труппой театра по всему миру, Евгения успела сняться в двадцати фильмах, один из которых скоро выходит на Первом канале и получить главную роль в спектакле «Коварство и любовь».
- Евгения, начну с самого распространенного и банального вопроса, на который и Вам приходилось, вероятно, отвечать уже не раз. Что привело Вас в театральный ВУЗ, а затем на сцену? Почему именно актриса?
- Вопрос, действительно, частый. Почему? С одной стороны, это осознанный выбор, то есть я поступала на актерский факультет не случайно, мне хотелось быть именно актрисой. С другой, не могу сказать, что мечтала об этом с детства, что часто бывала в театрах и все о них знала. Просто хотелось прожить несколько жизней. Казалось, что привычное проживание день за днем – это как-то несправедливо, ведь многое тогда проходит мимо!
- Не мечтали быть актрисой, а были какие-то детские мечты? Ведь всем свойственно строить какие-то планы на будущее…
- Помню, хотела стать дипломатом… Почему? Сейчас уже не знаю. Думаю, мне само слово нравилось: дип-ло-мат! А еще милиционером хотела быть! Наверное, из-за формы и какой-то особенной стати… ну и духа авантюризма, конечно! Кстати, эта мечта отчасти осуществилась – я уже играла оперуполномоченную! А вообще, с каждой ролью связан определенный жизненный этап, поэтому хорошо, когда роли разные…
- А есть ли что-то, что Вас вдохновляет и ведет по жизни? Может быть, фраза какая-то, образ…?
- Девиз? Какой-то одной фразы, наверное, все же нет. Иногда слышишь что-то, или читаешь, и в тебе отзывается…В последнее время почему-то часто встречаю при разных обстоятельствах строчки из стихотворения Бродского: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…», хотя она совсем не про меня! Я очень легка на подъем!
- Занимаете активную жизненную позицию?
- О да! С детства! Я росла такой хулиганкой и непоседой, в драках нередко участвовала… Сейчас и не скажешь, да?
- Да, сегодня не очень похоже!
- Это уже позади. Мне вот путешествия очень нравятся! Смотреть разные страны, знакомиться с традициями и, конечно, возвращаться! Вообще мне трудно сидеть на одном месте! С 10 лет я занимаюсь конным спортом, конкуром – меня лошади всегда восхищали! И препятствия… 1,5 метра преодолеть – легко! Я вообще ничего далеко не откладываю: захотелось - пошла и сделала! Не в жизни, так в роли!
- А какие роли Вам легче даются: театральные или в кино? Где интереснее работать?
- Уже совсем не секрет, что это части одной профессии! Особенно сегодня, когда мультимедийное культурное пространство становится все плотнее. Конечно, театр живее, ведь это ежесекундное пребывание на сцене, трепет настоящего момента…Кино – нечто законсервированное, что однажды и навсегда, что в тебе уже не повторится, не прочувствуется заново и иначе… Как-то так складывается, что кино чаще обращается ко внешней фактуре, то есть там роли чаще на «совпадение», а в театре везет с ролями на «сопротивление» - это открывает новые грани, новые качества: и личные, и профессиональные. Все, что расширяет твою внутреннюю историю, особенно ценно и важно - ведь жизнь в движении, а движение – это развитие…
- А есть ли какие-то роли, которые особенно запомнились своей неожиданностью?
- В театральных работах особенным для меня становится все! Вообще эстетика Романа Григорьевича Виктюка мне очень близка. Роли здесь преимущественно острохарактерные, со своей специфической, самобытной пластикой… Помню, когда я увидела распределение ко спектаклю «Коварство и любовь» - я там играю Луизу – была очень удивлена! Мой персонаж - трогательная 14-летняя мещанка-идеалистка с крайне наивными и категоричными суждениями, абстрактными представлениями о чести и достоинстве…?
- Это в Вас не попадало, не затрагивало?
- Я была уже заметно старше… Вроде, героиня мне понятна – все мы проходим через юношеский максимализм, но это было со мной так давно…Мне все время мешал собственный опыт – ведь его не спрячешь, не сделаешь вид, что его нет? Приходилось бороться с собой, своим пониманием вещей… Кажется, в этой борьбе Луиза все-таки победила – у нее оказался удивительно сильный характер! Да и роль, говорят, получилась яркая, интересная и честная.
- Вы работали в разных жанрах. А есть какой-то, который Вам особенно важен?
- Какой-то один выделить сложно. Вот в литературе мне философская драма нравится… С удовольствием также могу Агату Кристи почитать, Алана По… Со сцены важно и что подается, и как. Я уверена, что искусство должно касаться высоких понятий, вечных тем. Вот, например, формат документального театра мне не понятен – чтобы посмотреть на жизнь, как она есть, не нужен театр, достаточно включить новости или выйти на улицу. Я за поэтичный, образный, авторский, игровой театр, который может сообщить что-то еще к тому, что я знаю, обогатить мой опыт, подсказать… Наверное, сегодня хотелось бы поучаствовать в классической костюмированной драме, масштабном историческом действе…
- То есть Вас привлекают большие обобщающие эпические формы? Классика?
- Я бы с удовольствием поработала в историческом спектакле или картине. Но ведь и в них мы почти всегда имеем дело с частным камерным сюжетом и именно через него смотрим на исторический процесс, он его словно оживляет, делает ближе… А про классику… Мне интересен эксперимент.
- А что такое для Вас эксперимент?
- Это что-то новое, неожиданное, какое-то внутреннее приключение. Я часто участвую в актерских тренингах, семинарах, лабораториях. Недавно была в Лондоне, потом в Америке, занималась у коуча Иваны Чаббак…Мне интересно что-то узнавать и тут же пробовать, воплощать. Все идет в личную копилочку, не дает возможности закостенеть, обрасти штампами и стереотипами… Актеру необходимо быть подвижным, внутренне гибким, разным!
- Сегодня сцена знает разного рода эксперименты, но ведь это всегда риск и нередко испытание. Есть ли у Вас какое-то табу, предел в поисках?
- Как таковых, табу, наверное, нет. Просто я считаю, что все должно быть аргументированно, оправданно - не само по себе, а ради чего-то. И матерная лексика, и обнаженное тело - это допустимо, но в тех случаях, когда без этого действительно невозможно обойтись, а иначе – зачем? Удивить сегодня уже чем-либо сложно, да и удивление – это самое малое, что может дать искусство.
- Вы прошли через множество актерских техник, познакомились с разными школами, направлениями и методами… А что, на Ваш взгляд, все же самое главное для актера?
- Харизма! Актеры, как и люди, все разные и по человеческим качествам, и по мировоззрению, и по культурном уровню… Над сказать, это не сильно отражается на их профессионализме. Без везения, без усилий, без работы трудно состояться, но кто-то пашет, а кто-то скользит… Все равно все индивидуально и остается загадкой! Не думаю, что есть какая-то общая формула. Главное, чтобы выбранный путь радовал, к чему-то вел…
- И приводил?
- Да, и приводил. Чтобы был результат, конечно. Важный тебе, заметный окружающим…
Беседовала Анна Барынина