Владельцам банковских карт, особенно пенсионерам, не позавидуешь. Ежемесячно на рынке «мошеннических услуг» возникают новые схемы, неизведанные еще народом.
ВАС БЕСПОКОИТ ПРОКУРОР…
В конце 2020 года «хитом» сезона считается звонок от «сотрудника» правоохранительного ведомства.
Традиционно в нашей стране контакт простого обывателя и человека в погонах - это мгновенный стресс для первой стороны. И вот в один прекрасный день вам на мобильник звонят. Деловой и строгий голос называет ваши Ф. И. О., год рождения и иные личные данные. Звонок может быть, например, из Следственного комитета, прокуратуры, ФСБ, полиции или службы судебных приставов.
Когда наш человек слышит в трубку убедительный, с металлическим оттенком голос «представителя органов» на том конце провода, он неизбежно напрягается, а довольно часто и пугается. Особенно это относится, повторим еще раз, к пожилым людям, часто мнительным. То есть первое, что делают опытные мошенники, - психологически воздействуют на людей. Их цель - добиться того, чтобы жертвы предоставили любую нужную им информацию по карте или вкладу. Или перевели деньги на нужные им номера.
К сожалению, спокойно провести разговор с «сотрудником правоохранительных органов» получается далеко не у каждого. Многие, не особо включая здравый смысл и интуицию, начинают вестись на грамотные и напористые словесные манипуляции. Человек часто, сам себе не отдавая отчета, начинает, чуть ли не как робот, делать все по инструкции афериста. Итог понятен - потеря денег, иногда больших денег, а затем нервные срывы, сердечные приступы и прочие проблемы со здоровьем.
Полезный совет: категорически нельзя верить на слово тем незнакомцам, которые звонят на личный номер телефона. Вы не можете видеть ни их документов, ни их служебной формы. Так что такого рода звонок лучше сразу и резко оборвать. Затем рекомендуем перезвонить по официальному номеру вашего банка, получить достоверную информацию, убедиться в сохранности денег. Или проверить все в банковском онлайн-сервисе.
ВДРУГ ВЫ СТАЛИ «ДОЛЖНИКОМ»
Приемы мошеннической телефонной социальной инженерии ширятся и множатся. Деловито строгие голоса мошенников-уголовников (а бывает, что звонят они из так называемых тюремных кол-центров, расположенных прямо в камерах) сообщают жертве: у вас появился долг по жилищно-коммунальным услугам.
Вы думаете, действительно, а вдруг за время изоляции в течение 2020 года произошли какие-то непонятки с платежами? Привыкшие к дисциплине граждане склонны пугаться такого внезапного наезда. Поэтому, когда их настойчиво просят оплатить онлайн поддельные квитанции или предоставить сведения о ранее совершенных трансакциях, они, теряясь, следуют инструкциям. А жулики получают доступ к банковским счетам.
- В кризисный год злоумышленники пользуются тем, что значительное число россиян находится на изоляции или работают удаленно, - говорит юрист Оксана Сальникова. - Они знают, что управляющие компании часто делают перерасчет за ЖКУ по итогам года, к этому привыкли, и особенно те граждане, кто несвоевременно передавал показания счетчиков воды и электроэнергии. Поэтому такие звонки воспринимаются с доверием. Тем более что затраты на коммуналку при домашнем образе жизни у многих семей резко возросли. Так что тема погашения задолженности воспринимается сегодня многими жильцами естественно и актуально.
Полезный совет: не поддавайтесь на телефонные требования или уговоры оплатить ваш долг онлайн. Квитанция может быть поддельной. Сначала найдите способ лично проверить наличие задолженности в вашей УК, ТСЖ или иной жилконторе.
Евгений Александров.
Фото: ADOBESTOCK