В качестве новых мер по борьбе с инфляцией, уже превзошедшей самые пессимистичные прогнозы правительства, Минэкономразвития допустило раздачу продовольственных наборов для малоимущих россиян. А таких, живущих у черты бедности, у нас в стране уже около 20 миллионов.
Идея неплохая, она могла бы стимулировать отечественных производителей и помочь терпящей убытки из-за ситуации в стране торговле. Если сделать именные продуктовые карточки в соцсети, на которые люди смогут купить самые простые продукты - хлеб, картошку, подсолнечное масло, молоко и т. д., то это была бы совсем не лишняя помощь малоимущим. А деньги за эти продукты торговым сетям перечислило бы государство.
Другие меры по сдерживанию инфляции, предлагаемые Минэкономразвития, тоже выглядят здраво, особенно на фоне резкого подорожания овощей и круп. Предлагается наладить прямые контакты между крупными торговыми сетями и фермерами, создать особый федеральный проект по поддержке аграриев - производителей плодоовощной продукции, включить личные подсобные хозяйства в перечень получателей господдержки. Кроме того, ведомство предлагает ликвидировать административные барьеры, которые мешают фермерам получать помощь государства, развивать ярмарки выходного дня, компенсировать аграриям-бизнесменам часть затрат на модернизацию и вовлекать их в механизмы сельскохозяйственного страхования, чтобы сократить издержки от капризов природы. Однако федеральный бюджет России на ближайшие три года уже практически принят. Получается, Минэкономразвития запоздало с этим проектом?
А ведь после Нового года россиян ждет традиционный скачок цен буквально на все. Страна вступает в зиму с дорогими продуктами, и больше всего пострадают именно те, у кого и так почти все доходы уходят на элементарное выживание. Ведь дорожают сейчас не хамон с пармезаном, а самые базовые продукты - куры, яйца, молоко, овощи, овсянка, макароны.
Какие-то меры поддержки малоимущих обязательно вводить надо. В правительстве это понимают. Тут самый больной вопрос: как добиться того, чтобы эти самые карточки использовались строго по назначению и не было возможности для злоупотреблений? Похоже, единственный вариант - вспомнить советские времена и предоставлять нуждающимся не просто возможность приобрести какие-то товары на определенную сумму, тем более не деньги, а именно талоны, на которых будет написано «Растительное масло» или «Молоко».
У правительства России есть опыт внедрения «Пушкинской карты» для школьников, на которую государство перечисляет определенную сумму на посещение музеев и культурных мероприятий. Можно, конечно, сделать подобную карту для малоимущих. Но наши шустрые бизнесмены придумали схему, которая позволяет использовать эти карточки для посещения рок-концертов. И можно не сомневаться в том, что они наверняка придумают, как на бюджетные деньги продавать не молоко, а черную икру.
Ольга Поплавская.
Фото: ADOBE STOCK