Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании Агентства кредитных гарантий (АКГ) для поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ).
Агентство будет представлять собой небанковскую кредитно-депозитную организацию – открытое акционерное общество (ОАО). В уставный капитал АКГ в 2014 г. будут внесены 50 млрд. рублей из антикризисного резерва. Агентство станет оказывать гарантийную поддержку МСБ, ему предстоит выдать им гарантий на сумму около 440 млрд. рублей. В тексте распоряжения, подписанного премьером, отмечено, что агентство станет ядром национальной системы гарантийных организаций и поможет сделать кредиты доступными для малых и средних компаний. Оговаривается, что кредиты будут выдаваться предпринимателям, занятым в неторговом секторе экономики.
Сделать кредиты доступными для МСБ – дело хорошее! Об этом много говорится с высоких трибун, но до сих пор все на уровне речей и заканчивалось. Недавно вроде решили перейти от слов к делу и выделить 100 млрд. рублей на льготное кредитование малого предпринимательства, кредиты на 7 лет под 10% годовых (сегодня ставка кредита для малого бизнеса - от 13,5 до 17%). Однако ничего из той затеи не получилось. Банки не стали спешить с льготным кредитованием малых сих. Банк – учреждение, извлекающее выгоду из движения капиталов. А какое там движение, какая выгода в случае с малым бизнесом? Его деятельность связана с повышенными рисками – разориться малому бизнесмену ничего не стоит. В общем, никаких льготных кредитов малый бизнес так и не увидел – как своих ушей. Без кредитов же никакое дело не может развиваться – ни крупное, ни тем более малое. Поняв, что с банками каши не сварить, правительство решило взять инициативу в свои руки и для кредитования малого бизнеса создать специальное ведомство. Все акции Агентства кредитных гарантий принадлежат государству. Значит, при наличии политической воли, осознании важности развития малого бизнеса для страны, ему могут включить финансовый кислород. Но могут и не включить. Акционерное общество, пусть и государственное, не перестает в качестве основной задачи видеть извлечение прибыли. На чем же будет зарабатывать агентство, выдающее гарантии на кредиты? На процентах по этим кредитам? Каковы будут ставки по ним? Сможет ли малый бизнес их выплачивать? Кому эти кредиты станут выдавать, а кому нет? Участие в неторговом секторе – критерий крайне общий. И, наконец, кто конкретно будет гарантировать выдачу кредита? Чиновники? Значит, неизбежна коррупционная составляющая. Зачем вообще понадобилось создавать очередную бюрократическую структуру, накачивать в нее десятки миллиардов рублей? Опять пытаемся изобрести велосипед! Между тем есть опыт стран Евросоюза, решивших проблему кредитования малых предприятий по льготным ставкам. Сначала это было решено на политическом уровне, потом идею поддержал Европейский центральный банк (ЕЦБ), была принята специальная программа поддержки МСБ. Евросоюз наделил ЕЦБ функциями единого мегарегулятора финансового рынка, имеющего право вмешиваться в дела любого банка еврозоны и мягко, но настойчиво напоминать ему о надобности выполнять программу кредитования МСБ. То есть все было решено на уровне политического руководства и банков, не понадобились никакие дополнительные агентства. Наших же руководителей хлебом не корми, дай только создать очередную бюрократическую структуру. Сможет ли Агентство кредитных гарантий оказать МСБ реальную, а не иллюзорную поддержку, обеспечив его средствами для развития? Или агентство под прикрытием красивых лозунгов быстро превратится в очередную кормушку для чиновников, а малый бизнес продолжит влачить нынешнее жалкое существование? Хотелось бы, конечно, ошибиться, но второй вариант развития событий представляется наиболее вероятным.
Игорь Минаев