Если в начале пандемии все держались за свои рабочие места, боялись перемен, а многие вообще теряли работу из-за банкротства бизнеса, то в конце прошлого года наметилась новая тенденция. Люди заявляют: «Я устал, я ухожу» - и увольняются. И это «я устал», как усталость металла, говорит о некоем опасном для общества процессе, о длительном разрушительном стрессе, который испытывают миллионы людей. Профессиональное выгорание, о котором раньше никто и не слыхивал, приобрело массовый характер.
Работодатели просто руками разводят: только приняли человека, он проработал три дня и ушел без объяснения причин. Эту новую манеру уходить по-английски назвали английским словом «гостинг». От гостинга страдают не только работодатели, но и сами работники. Часто компании просят человека сделать тестовое задание, а потом просто не отвечают или не реагируют на отклики соискателей с адекватным резюме на «срочную» вакансию. В результате у людей стало вдвое больше времени уходить на поиск подходящей работы на сайтах вакансий. А биржи труда как вариант поиска работы большинство россиян вообще уже не рассматривает, справедливо указывая, что сам принцип работы этих бирж надо менять. Как правило, эти конторы предлагают самую низкооплачиваемую и совсем не отвечающую навыкам и пожеланиям соискателя работу: музыканту могут предложить должность кассира в супермаркете.
Дефицит кадров в России связан также с демографической проблемой сокращения населения трудоспособного возраста. По данным Росстата, в 2021 году на рынок труда вышло самое малочисленное поколение работников в возрасте 20-24 лет - всего чуть больше 7 миллионов человек. Еще 12,6 миллиона трудящихся россиян сейчас от 30 до 34 лет. А ведь молодые специалисты - самые желанные для работодателей. При этом эйджизм (дискриминация соискателей вакансий старшего, близкого к предпенсионному возраста) в России по-прежнему процветает. Но если так дальше пойдет, работодателям придется нанимать «престарелых» работников: работать ведь кому-то надо.
Дополнительно сложную ситуацию на рынке труда усугубил отток трудовых мигрантов, который привел к нехватке рабочих рук в сферах строительства, сельского хозяйства, ЖКХ, логистики. От тяжелого труда разнорабочих многие мигранты «сбежали» в курьеры: там платят больше, а физическая нагрузка меньше.
Исследовательский центр «Зарплата. ру» провел опрос по всей России и выявил следующую картину: 17% опрошенных заявили о желании уволиться прямо сейчас. Многие из решающихся на увольнение (44%) сообщают о недовольстве низким уровнем зарплаты и нерегулярностью выплат. Не хотят трудиться за копейки.
Еще 15% опрошенных заявляют об усталости от постоянных претензий начальства и переработок. Другие 10% говорят о том, что мечтают уйти с нелюбимой работы и заняться каким-то другим, любимым делом. В связи с сокращением штата или ликвидацией бизнеса либо предприятия вынуждены искать работу еще 10% опрошенных.
В 2021 году чаще других заявляли о своем намерении уйти с работы сотрудники ресторанов, кафе и других заведений общепита (16%). Чуть отстают от них в желании бросить все и удалиться сотрудники банков и бухгалтеры (14%). Выгорание и недовольство работой также часто наблюдается у продавцов и специалистов в сфере продаж (12%). Рабочие разных специальностей (10%) тоже оказались не прочь сменить сферу деятельности.
Онлайн-курсов, переучивающих всех желающих на «востребованную специальность», сейчас в интернете развелось как грибов после дождя. Но есть проблема. Успешное прохождение курсов и диплом не гарантируют человеку в возрасте 40+, даже талантливому, что он найдет работу по новой специальности. Ведь работодатели не горят желанием брать на работу такого взрослого «джуна» без опыта работы в новой сфере.
Ольга Поплавская.
Фото: ADOBESTOCK