Новости экономики и финансов
2969 | 0

Сладкая жизнь закончилась?

Сладкая жизнь закончилась?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Сахарные заводы России уже в сентябре грозят остановить производство: по новому федеральному закону перевозить сахарную патоку в 40-тонных цистернах теперь запрещено, а других просто нет.

Напомним, что с июля этого года ужесточились требования по допустимой нагрузке на ось тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Предел - 20 тонн. В итоге за месяц многие производства оказались на грани банкротства. «Это просто коллапс для сельхозпредприятий... Штраф за перегруз - пятьсот тысяч рублей», - говорит Евгения Уваркина, председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий.

Возить зерно с полей становится невыгодно. Хотя новый закон принимался вроде бы с благой целью - спасти российские дороги от монстров-большегрузов. Машина, которая раньше везла 40 тонн, теперь проедет по той же дороге дважды, будучи загруженной наполовину. Российские дороги это вряд ли спасет.

В США и Европе возить тяжелые грузы почему-то можно, а у нас нет. Понятно почему. Как уже писал «Мир новостей», дороги в России строят по технологиям середины прошлого века. И выгодно это только тем, кто строит.

«Уже сегодня в ЕС допустимые нормы перевозок выше. Если товары из Европы везут сюда, то они вынуждены недогружать, недополучая прибыль», - приводит пример Андрей Лохов, представитель Ассоциации международных перевозчиков. По его словам, в ЕС не снижают нормы допустимых грузов, а, наоборот, повышают. Ведь технология строительства дорог не стоит на месте. Российские стандарты дорожного строительства, по мнению экспертов, отстали от европейских на 40 лет.

Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка, уверен, что новые нормы грузовых перевозок подорвут и без того хлипкое финансовое состояние российского сельхозпроизводителя: «Прежде чем вводить ограничения, нужно было просчитать возможные потери от такого варианта. Если сегодня сравнить совокупные потери для дорог и для сельхозпроизводителей, можно сделать вывод, что они в разы превышают преимущества от новых правил».

По словам Ольги Тимофеевой, генерального директора ООО «Агросервис», на сахарных заводах сложилась катастрофическая ситуация - из-за введения новых правил заводы не успевают выво-зить сахарную патоку, складов не хватает, патоку уже некуда девать.
«Цистерны, в которых в России возят патоку, рассчитаны на 40 тонн, и если мы наливаем в два раза меньше, то смещается центр тяжести, машина становится плохо управляемой, у нас уже есть прецедент, когда машина перевернулась», - рассказала Тимофеева.

Маленьких цистерн, пригодных для перевозок патоки, в России нет. Осложняет ситуацию то обстоятельство, что изменения в законе вступили в силу в самый разгар уборочной кампании. Для сегмента свекловичной патоки простои в перевозке просто критичны, продолжает Ольга Тимофеева.

Кроме прямых издержек, которые сегодня несут производители сахара, существует и экологическая угроза: свекловичный жмых сахарные заводы раньше продавали на корм скоту. Сейчас же вывозить его с предприятий маленькими машинами стало нерентабельно, и заводы просто стали выбрасывать жмых в ближайшие овраги. Жмых гниет, а сельхозпроизводители вместо жмыха вынуждены покупать более дорогие корма - дешевые в логистику автоперевозок теперь не вписываются.

Чем закончится очередное нововведение? Как всегда, ростом цен, падением производства и ВВП. И дороги от этого лучше не станут.

Анна Александрова

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.