Мировые цены на продовольствие продолжают стремительно снижаться: в минувшем месяце отмечен пятилетний минимум. Вряд ли, однако, эту радостную новость по достоинству оценят наши потребители: продукты в российских магазинах дорожают не по дням, а по часам.
Индекс продовольственных цен ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) стабильно снижается с апреля 2014 года. Так, цены в минувшем марте снизились почти на 19% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Причины - рост производства продовольственных товаров, увеличение запасов, сильная конкуренция между экспортерами и хорошие виды на урожай. Определенную роль сыграло и падение цен на нефть: в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции значительная доля приходится на топливо.
В России тем временем наблюдается совершенно иная картина. Такое впечатление, что наша страна и остальная часть человечества живут в параллельных мирах.
Судите сами: за три первых месяца года продукты в России (без учета алкоголя) подорожали почти на 25% по сравнению с мартом прошлого года. Больше всего выросли цены на крупы и бобовые (на 53% к марту 2014-го), сахар-песок (50%), плодоовощную продукцию (38%), рыбу и морепродукты (16% и 33%).
По оценке Минэкономразвития, наибольший вклад в рост цен на продовольственном рынке внес обвал рубля. За 2014 год из-за девальвации национальной валюты продукты питания подорожали в среднем на 15%.
Причина №2 - так называемые контрсанкции, введенные в августе 2014 года в ответ на антироссийские санкции Запада. Эти два фактора обеспечили примерно две трети прошлогоднего ценового прироста.
За три первых месяца года рубль отыграл примерно половину своего прошлогоднего падения по отношению к доллару. Что же касается единой европейской валюты, то курс вообще близок к показателям годичной давности. Продовольственная инфляция замедляется, что конечно же не может не радовать. Но... По годовым темпам продовольственной инфляции мы опережаем Европу в 40 с лишним раз!
И главную проблему мы создали себе сами - продовольственное эмбарго. Все больше представителей российского экспертного сообщества приходят к выводу, что контрсанкции куда больше вредят России, нежели тем странам, против которых они направлены.
- Продовольственная инфляция за прошедшие полгода составила около 20% - вдвое больше, чем инфляция в целом, - считает профессор факультета экономических наук Высшей школы экономики Константин Сонин. - Самый сильный удар пришелся по бедной половине населения: как раз для этих семей траты на еду - важнейшая часть расходов. А что происходит, когда семья вынуждена из-за выросших цен тратить больше денег на еду? Не только еды становится меньше. На все остальное денег тоже становится меньше - среди прочего это снижает спрос на отечественную продукцию.
Того же мнения придерживаются и некоторые депутаты Госдумы. В нижнюю палату был внесен законопроект, предусматривающий отмену соответствующего указа президента. Пояснительная записка к проекту гласит, что августовское эмбарго ограничивает «конституционные права российских предприятий на экономическую деятельность», а делать это, согласно той же Конституции, можно «только федеральным законом и никаким иным нормативным правовым актом».
Но куда больше претензий у законотворцев к сути запрета. «В результате мы получили безумный рост цен на продукты, банкротство многих предприятий (даже таких крупных, как Мурманский рыбный комбинат), переориентацию импорта вместо импортозамещения в виде «белорусских» бананов и креветок, - негодует один из авторов законопроекта, депутат Дмитрий Гудков. - Отморозили уши назло бабушке».
Надежда на то, что выпавшие объемы импорта возместит отечественный производитель, пока совершенно не оправдывается. Простой пример. В наибольшей степени контрсанкции затронули мясной сектор продовольственного рынка, и в первую очередь говяжий его «подотдел». До введения санкций на поставки из-за рубежа приходилось около 60% продаваемого в стране мяса крупного рогатого скота. Казалось бы, возмещай - не хочу. Тем не менее производство говядины не только не увеличилось, но даже и снизилось: февраль 2015-го к февралю 2014-го - минус 5%. Чуть больше радует ситуация в свиноводстве: производство здесь выросло за год на 6,7%. Правда, еще больше выросли цены. Средняя цена производителей на свинину II категории увеличилась на 18%, достигнув 191,5 руб. за кг. Для сравнения: в Европе аналогичный показатель составляет сегодня 1,3 евро - около 70 руб. по нынешнему курсу - за кило. Как говорится, почувствуйте разницу.
Андрей Владимиров
Фото Т. Павловой