Новости экономики и финансов
2883 | 0

Россияне стали японцами

Россияне стали японцами
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В этом году россияне впервые в истории стали вести себя так, как японцы и европейцы, - удивительную статистику представил на днях ВЦИОМ.

До сих пор поведение граждан бывшего СССР отличалось от поведения жителей западных стран. В кризис наш человек первым делом бежал в магазин и сметал с полок все, что попадалось, - ковры, спички, кальсоны. Покупал телевизоры и квартиры, если средства позволяли.

Такое поведение социологи называют инфляционным - посредством покупок население пытается спасти свои сбережения. В Европе и США никогда не вели себя подобным образом.

На Западе в кризис поведение населения не инфляционное, а дефляционное. И вот, как уверяет генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров, в начале этого года у наших граждан неожиданно произошел переворот сознания - россияне начали вести себя как европейцы. И даже как японцы, у которых отношение к деньгам и вовсе самурайское.

В чем же отличие двух типов поведения? Японское и западное мировоззрение предполагает, что в кризис население не мчится по магазинам сломя голову, наоборот, граждане, стиснув зубы, прячут последние деньги под подушку и даже согласны начать голодать, чтобы сберечь на черный день лишнюю копейку. Не говоря уже о покупке «про запас» телевизора или ему подобной ерунды.

«Дефляционное поведение - это отказ от займов, кредитов. Отказ от покупок, стремление забрать деньги из банков - все эти установки сейчас резко пошли в рост», - констатирует глава ВЦИОМа.

Как у японцев и европейцев, у россиян на первое место среди страхов вышел страх потери работы.

«Судя по всему, Россия вползает в так называемую японскую дефляционную ловушку, в которую Япония попала два десятилетия назад, а теперь еще и Европа. И ни один экономист в мире не знает, как из этой ловушки выбраться. А как выбраться из инфляционной - знают», - пугает Валерий Федоров.

Схема простая - дефляционное поведение населения приводит к сокращению расходов и падению спроса на товары. А каждый второй рубль в экономику поступает от домохозяйств. В итоге начинает раскручиваться «дефляционная спираль» - предприятия не могут продать свою продукцию, банкротятся, не могут вернуть кредиты банкам, население также не берет кредиты, в итоге банки тоже банкротятся.

«Но цены при этом падают, потому что спрос все сокращается и сокращается, - продолжает Федоров. - Население на все это смотрит и понимает, что в общем-то оно правильно поступает, надо и дальше ждать снижения цен и забирать оставшиеся деньги из банков. Но тут и до населения доходит волна увольнений, и порочный круг на этом замыкается. Получается дефляционная спираль, которая может воспроизводиться вновь и вновь. Поэтому дефляционное поведение опаснее, чем инфляционное».

Впрочем, не все эксперты согласны с выводами ВЦИОМа - ведь цены в России всегда растут и никогда не падают в отличие от той же Европы.

Анна Александрова

Фото ТАСС/ИНТЕРПРЕСС/В. Погонцев

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.