Калининградская область заявила о введении талонов на еду, а депутаты предложили использовать этот опыт во всех регионах. Если, конечно, эти регионы найдут в своих бюджетах деньги на введение продовольственных карточек.
Проверенный инструмент поддержки населения во времена высокой инфляции вновь используют в Калининградской области. Губернатор Алексей Беспрозванных объявил о введении в регионе продуктовых социальных карт. «Незащищенные категории граждан», как выразился глава региона, а проще говоря, малоимущие, смогут потратить выделенные областью деньги на 36 продуктов, которые будут продаваться по фиксированным ценам и выделяться на прилавке синими ценниками. Воспользоваться щедрым предложением смогут пенсионеры и другие уязвимые группы населения анклава, чей доход недотягивает до прожиточного минимума. В III квартале 2024 года он составлял 15 679 рублей в месяц.
Инициативу анклава горячо приветствовал депутат Госдумы Анатолий Аксаков. Он предложил распространить эту меру на всю страну. По словам парламентария, современные талоны на еду в виде соцдоплат защитят бедные слои населения от инфляции, обеспечив их минимальным набором продуктов для жизни: «Как именно будут вводиться карточки, по каким параметрам и на что они будут распространяться - каждый регион сможет решать самостоятельно».
Кто-то может возмутиться: «До чего страна докатилась - карточки на продукты возвращаются!» Действительно, слово «карточки» обладает специфической коннотацией, а наша генетическая память отторгает талоны и продкарточки, считая их символом тотального дефицита в послевоенные годы или в эпоху заката СССР. Однако в современном контексте эта идея не так плоха, как кажется на первый взгляд.
Продуктовые карты, они же продовольственные сертификаты, могут стать действенным инструментом помощи живущим бедно россиянам. И было бы правильно такую меру ввести на федеральном уровне. Против, как водится, выступают финансисты из правительства. Они прикинули, что, если бы каждый из малоимущих граждан начал получать на продукты в день 100 рублей, а в месяц, соответственно, 3 тысячи, это обойдется в 450 млрд рублей в год, а в бюджете на 2025 год не предусмотрены статьи расхода для единых социальных карт на продукты. Поэтому и Минфин, и депутаты решили отдать идею с введением карточек на откуп регионам: есть деньги в бюджете - помогайте малоимущим, нет денег - не помогайте. Доктор экономических наук, проректор Финуниверситета при правительстве РФ Александр Сафонов полагает, что «карточки появятся, скорее всего, в богатых регионах-донорах, а в бедных регионах-реципиентах их вводить будет не на что».
Потребность в продовольственных талонах (не путать с талонами советской эпохи, которые при тотальном дефиците давали только право на покупку определенных продуктов и промтоваров) существует по всей стране. По данным Росстата, в России около 11,8 миллиона человек (порядка 8% населения) имеют доход менее 15 700 рублей в месяц и живут за чертой бедности. Вряд ли они отказались бы от продуктовых карт, позволяющих приобретать продукты на дополнительные несколько тысяч рублей в месяц. Пока, впрочем, не слышно, чтобы регионы, обгоняя друг друга, начали вторить Калининградской области. Если не считать Камчатки. Там ветеранам войны, труженикам тыла, детям войны, узникам концлагерей и инвалидам боевых действий с конца прошлого года раздают талоны на рыбу. В магазинах полуострова трудно найти рыбу дешевле 250 рублей за килограмм, а на рынке - дешевле 400 рублей. Зато по талонам кило горбуши, кеты, селедки и минтая в прошлом году можно было купить примерно за 100 рублей. Говорят, что на малообеспеченные группы населения «рыбную» меру власти распространят и на 2025 год.
А может, нужно пойти дальше и начать, скажем, продавать малоимущим в Воронеже картошку по 20 рублей, а в Краснодаре - помидоры по 50? Хорошее дело...
Когда материал готовился к печати, стало известно, что губернатор Хакасии Валентин Коновалов заявил, что принято решение о проработке вопроса введения в регионе продовольственных карточек. Похоже, это только начало.
Елена Хакимова
Фото: WIKIPEDIA