Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила свой вариант снижения космических цен на картофель в российских супермаркетах.

ФАС уговаривает торговые сети закупать не только «идеальную» картошку, но и ту, что слегка недотягивает до их строгих стандартов картофельной, так сказать, красоты. Все ради спасения кошельков небогатых россиян.
ФАС уверяет: на складах полно картофеля отличного качества, который не проходит в торговые сети из-за формы, размера или упаковки. В антимонопольной службе считают, что продажа такой картошки сделает цены более доступными для потребителей.
Картофель в супермаркетах Москвы сейчас стоит 80 рублей за кило, а кое-где и более 130 рублей за 1 кг. То есть картошка стала стоить почти как бананы. Дошло до того, что ценами на картошку озаботились депутаты Госдумы.
С предложением ограничить цены на второй хлеб для россиян и установить за ценами на «стратегический продукт» государственный контроль обратился в Минэкономразвития вице-спикер Госдумы Борис Чернышов.
Депутат привел такие доводы: картофель - социально значимый товар, предельная цена на который по закону может ограничиваться на 90 дней, если в течение 60 дней подряд его стоимость растет на 10 процентов и более с учетом сезонных факторов. В 2024 году розничные цены на картофель выросли на 92 процента, до 57 рублей. С начала 2025 года цена выросла уже на 23,9 процента.
Поэтому парламентарий просит Минэкономразвития изучить ценовую динамику на картофель с учетом сезонных колебаний и рассмотреть возможность ограничения цены на этот продукт, если будет доказано, что темпы подорожания вышли за установленные рамки.
По его мнению, по-другому остановить рост цен на картошку пока никак не получится.
Впрочем, если бы торговые сети со своим требованием к клубню быть не менее 55 мм в поперечном сечении были не так привередливы, если бы чуть более мелкая и не идеально ровная картошка поступила на прилавки, это могло бы снизить цены на важный для россиян продукт.
Сам дефицит картошки во многом искусственный, спровоцированный непродуманными действиями Минсельхоза и отсутствием в России достаточного количества овощехранилищ, о необходимости строительства которых говорят уж который год подряд.
Сейчас даже авральные меры ФАС по наполнению прилавков «некрасивой» картошкой вряд ли способны радикально исправить ситуацию. Остается лишь ждать молодой картофель нового урожая. Но чтобы успокоить россиян, Ассоциация компаний розничной торговли предлагает компромисс: «Продажа картофеля, отходящего от стандартов розницы, в очищенном и вакуумированном виде либо в формате готовой к употреблению продукции». То есть, вместо того чтобы отправлять мелкий «горох» на чипсы и пюре или выбрасывать «некрасивую» картошку, ее теперь будут чистить, упаковывать и продавать по более низкой цене. Почему бы и нет?
Яна Полянская