Потребительский рынок
2643 | 0

Что важнее для россиян: цена или качество продуктов?

Что важнее для россиян: цена или качество продуктов?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Новое исследование НИЦ «Здоровое питание» измерило уровень грамотности россиян в вопросах пищевого поведения. Увы, пока его нельзя назвать высоким.

Как выяснилось в ходе опроса, проведенного в трех федеральных округах страны (Центральном, Приволжском и Сибирском), количество россиян, читающих маркировку, растет. Так, в предыдущем году таких было 70%, а сегодня - уже 85%. И почти 30% написанному на маркировке доверяют (57% - не доверяют).

И все же читать маркировку можно по-разному. Для большинства россиян изучить ее означает «посмотреть дату изготовления и срок годности». Так делают 75% покупателей. А вот составом продукта интересуется куда меньше народа - всего 12%. Хотя, согласно данным предыдущего опроса, их было еще меньше - 10%.

Лишь 2% уделяют внимание информации о пищевой ценности и соотношении белков, жиров и углеводов. Информация о соответствии (или несоответствии) ГОСТу интересует вообще лишь 0,4% потребителей.

«Людей по-прежнему в первую очередь волнует безопасность продуктов с точки зрения срока их годности. Но не с точки зрения состава, на который почти не обращают внимания. Хотя именно состав крайне важен для здоровья. И даже товары одной группы могут кардинально отличаться по безопасности лишь исходя из количества или присутствия в них соли или сахара, трансжиров, цельного зерна и пр. Именно эти показатели больше всего влияют на смертность», - говорит профессор МГУ глава НИЦ «Здоровое питание» Олег Медведев.

На первое место среди пищевых факторов риска сегодня медики ставят избыток соли - это повышает риск развития артериальной гипертонии, чувствительности сосудов, истощения ресурсов сердца. Но у нас по-прежнему предпочитают посолонее.

Есть и другой неприятный, но вполне закономерный тренд: все чаще соотечественники в первую очередь руководствуются соображениями о стоимости продукта. Таких 34%. Качество волнует нас куда меньше. Ретейл эту особенность давно понял и поэтому ориентирует производителей на выпуск дешевого суррогата.

Что же на практике может отпугнуть россиян от покупки? На первое место вышло пальмовое масло. Опасение оно чаще вызывает у женщин. Гораздо меньше людей боятся консервантов и красителей. Еще одна любопытная тенденция - резко выросло количество бесстрашных россиян, которые не боятся в продуктовых магазинах вообще ничего (год назад таких было 10%). Зато в общей сложности 80% участников опроса боятся «скрытого» - ингредиентов, которые не указаны в маркировке, но все же могут повлиять на здоровье.

А вот тому, что написано на маркировке продуктов, россияне в целом стали доверять больше. Год назад таких «доверчивых» было 18%, а в этом - уже 28,2%. Написанному на этикетке при этом чаще верят мужчины (33,6%), чем женщины (23,8%). Кроме того, при выборе продуктов россияне продолжают оставаться консерваторами: каждый второй признался, что покупает изо дня в день одни и те же проверенные продукты.

Год назад 61% россиян не брезговал молочной продукцией с растительными жирами в составе - решающим фактором при покупке была цена. При этом 32% опрошенных выбирали «составные» продукты, потому что они дешевле, а 17% считали их более полезными для здоровья. Согласно данным нового опроса, 55% россиян продолжают покупать «составную» молочку. 58% делают выбор в их пользу по причине более дешевой цены, а 57% уверены, что продукты с растительными жирами полезны для здоровья.

Кстати, саму новую маркировку и аббревиатуры БЗМЖ/СЗМЖ заметили 47% опрошенных, и только 42% из них смогли правильно ответить, что она означает.

«Идея была в том, чтобы внести ясность для потребителя, содержит ли молочный продукт растительные жиры или нет. Судя по полученным данным, только четверть покупателей, кто читает маркировку, знает о такой маркировке и знает, что она означает. Для всех остальных это пустой звук», - отмечает профессор Медведев.

Считают ли россияне свой рацион полезным и правильным? Об этом их тоже тщательно расспросили. Как ни странно, большинство не питает по этому поводу никаких иллюзий и считает, что питается неправильно. Об этом заявили 65% участников опроса.

При этом 48% отметили, что предпочитают «традиционную русскую еду»: мясо, макароны и пельмени, иногда салаты. 42% рассказали, что стараются сделать свое питание разнообразным, поэтому включают в рацион рыбу, фрукты, овощи, мясо.

Увы, 17% питаются как придется. Удивительно, но количество таких пофигистов среди женщин оказалось выше - 21%. Кроме того, опрос показал, что 3% россиян придерживаются канонов вегетарианства. 19% ответили, что стараются есть больше фруктов и овощей, но от мяса отказываться не планируют. 67% уверены, что доля животной пищи не должна превышать в рационе 25%.

Каждый волен делать свои выводы из данной информации, но всем ясно одно: без здорового питания в нынешних условиях иммунитет не укрепить. Со всеми, как говорится, вытекающими последствиями…

Арина Петрова

Фото: ADOBESTOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.