Отрасли
4391 | 0

Америка может стать «нефтяной королевой»

США достигли исторического максимума в добыче нефти - свыше 10 млн баррелей в день. Они уже обошли Саудовскую Аравию и соперничают с Россией за первое место в мире. «МН» разбирался, чего ожидать от нефтяных ценовых войн.

Америка может стать «нефтяной королевой»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В ежегодном докладе Международного энергетического агентства (МЭА) отмечается «впечатляющее возобновление добычи сланцевой нефти в США». По прогнозу агентства, Соединенные Штаты ждет по-настоящему взрывной рост показателя: сланцевая добыча вырастет почти до 17 млн баррелей нефти в сутки уже к 2023 году, что закрепит за США звание «нефтяной королевы». Это открывает Америке широкие возможности для того, чтобы диктовать цены на черное золото - основу экономики нашей страны.

«ДОРОГАЯ НЕФТЬ – СИЛЬНЫЙ РУБЛЬ» УЖЕ НЕ РАБОТАЕТ

Доля сланцевой нефти в мировой добыче - около 6 процентов. На первый взгляд, это не настолько много, чтобы серьезно влиять на цены. Однако влияет, и серьезно, и вот почему.

Экономика США потребляет пятую часть всей нефти мира. Неожиданно она из крупнейшего импортера черного золота стала экспортером. По сути, США решили перестать кормить другие страны и предпочли хоть и более дорогую, но свою нефть.

Такие резкие изменения послужили причиной обвала цен на нефть в 2014 году. Это серьезно ударило по экономике России - обвал рубля, затяжная стагнация и падение уровня жизни населения.

Сейчас сложилась несколько иная ситуация: нефть растет, но рубль дешевеет. Привычная для экономистов формула «дорогая нефть - сильный рубль» уже не работает. Силу набирают другие факторы.

Как показали последние события в Сирии и новые санкции, геополитика - более серьезный фактор, чем нефть. Да и роль ее в мировой экономике в последнее время представляется сильно преувеличенной, и постепенно она уходит на второй план.

«Сланцевая революция» дала США козырную карту, которую она успешно разыграла. Впервые добыча углеводородов в Америке на сланцевых месторождениях начала приносить стабильный доход. Эксперты посчитали, что бизнес сможет получать прибыль при цене барреля нефти выше 53 долларов. Сейчас за бочку черного золота дают 68 долларов.

Теоретически американцы могут серьезно опустить цены, наращивая добычу даже в убыток себе. Для этого у них должны быть очень веские политические причины. Но надолго удержать ее на низком уровне они не смогут. Залить весь мир дешевой сланцевой нефтью у них не получится - слишком высока ее себестоимость.

В докладе МВФ перечислены причины, играющие на повышение стоимости нефти: «...улучшение перспектив глобального роста, продление соглашения ОПЕК об ограничении добычи нефти, а также геополитическая напряженность на Ближнем Востоке поддерживают цены на нефть».

К этому стоит прибавить такой фактор, как мировое повышение потребления нефти, и эта тенденция сохраняется. И хотя зеленая экономика делает определенные успехи в уходе от нефтяной зависимости, но до прорыва пока еще далеко.

Мировой ТЭК в последние годы переживает явно не лучшие времена. Инвестиции в добычу нефти практически неизменные, а вот затраты на геологоразведку оказались минимальными с 2005 года, и они падают уже третий год подряд. Из-за снижения вложений сокращается объем разведанной нефти. «Настолько мало нефти в мире не находили с 1930-х годов», - отмечают в МЭА.

Времена дешевых и легкодоступных углеводородов заканчиваются. Это значит, что вскоре мир столкнется с новой проблемой: большая часть найденной нефти трудноизвлекаемая, а старые месторождения истощаются. Стоимость ее добычи растет с каждым годом и в скором времени может сравняться со сланцами.

Фактически сланцевая нефть в перспективе будет играть роль замещения выпадающих объемов. Министр энергетики РФ Александр Новак справедливо полагает, что «сланец в краткосрочном периоде закрывает прирост потребления, но он не закроет весь прирост».

А КАК СО СЛАНЦЕМ В РОССИИ?

Кстати, выпадающие месторождения традиционной нефти в скором времени придется возмещать и России. Именно такая роль российскому сланцу отводится в долгосрочных планах.

Дело в том, что Россия обладает самыми большими технически извлекаемыми запасами (около 75 млрд баррелей) сланцевой нефти в мире, которые находятся в баженовской свите в Западной Сибири, на территории Татарстана и Северного Кавказа. И все это находится на территории с мощной нефтяной инфраструктурой: с развитой трубопроводной системой, десятками нефтяных сибирских моногородов с квалифицированными кадрами. Так что когда закончится традиционная нефть, то у нашей страны есть все предпосылки довольно безболезненно пересесть с сырой на сланцевую нефть.

Правда, для этого нужно много чего сделать. Первоочередная задача - это восстановление полноценной нефтяной промышленности. В России нет полного цикла отечественных технологий для добычи сланцевой нефти. Зависимость нефтяников от иностранного железа слишком велика, а импортное оборудование из-за санкций недоступно и слишком дорого. Закрыть этот вопрос - дело не одного года.

Попытки добычи сланцевой нефти в России предпринимали Сургутнефтегаз, Газпромнефть, Роснефть и ЛУКОЙЛ, однако о массовом производстве говорить не приходится.

Например, Сургутнефтегаз еще до санкций в 2013 году добыл 0,6 млн т сланцевой нефти и получил около 3 млрд рублей убытка. И это во времена, когда цена на нефть была высокая и не было санкций на передовые технологии добычи нефти. Поэтому все перспективные разработки российских компаний по добыче сланцевой нефти не выходят за рамки опытно-промышленной эксплуатации.

По оценке генерального директора ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт» Алексея Варламова, масштабное освоение сланцевой нефти возможно в самое ближайшее время:

«Разработка запасов нефти в сланцевых толщах требует значительных капитальных затрат и связана со значительным инвестиционным риском. При организации этого процесса и стимулировании недропользователей со стороны государственных структур исполнительной власти считаю реальным к 2025-2030 гг. выход на добычу 30-50 млн т в год. В то же время должен отметить, что без ясной позиции правительства РФ по этому вопросу добыча сланцевой нефти может десятилетиями не превышать 5-10 млн т в год».

Если сланцевая нефть требует колоссальных налоговых льгот и огромных инвестиций с минимальной отдачей и высокими рисками, тогда зачем она нужна? Ведь у нас главный смысл нефтедобычи - давать деньги в казну. Америке, у которой нет дешевой нефти, будет смысл добывать сланцевую нефть даже в убыток - страна больше зарабатывает на товарах с высокой добавленной стоимостью. Поэтому и не спешат наши нефтяники с добычей сланцевой нефти.

С ИГЛЫ НА ШЕЮ

Доля нефтегазовых доходов страны независимо от мировых цен на нефть неуклонно падает.

- Если пару лет назад доля нефтегазовых доходов в бюджете была превалирующей - около 60%, то в следующем году эта цифра составляет уже 37%, а к 2020 году мы ожидаем снижения этого показателя до трети, 33% от всех доходов, - считает министр финансов Антон Силуанов.

Казалось бы, ура, победа! Но проблема в том, что, слезая с нефтяной иглы, бюджет пересаживается на шеи граждан. В прошлом году налоговые поступления увеличились до рекордных 60%.

С одной стороны, государство научилось более эффективно доить собственных граждан, с другой - природные монополии умело выбивают льготы под новые проекты и зажимают дивиденды.

Например, Роснефть вместо 50% дивидендов с чистой прибыли компании заплатила в бюджет 35%. Результат такой политики - налоговое бремя перераспределяется не в пользу граждан. Как бы национальное достояние не стало непосильной ношей для населения страны...

Вячеслав Степовой.

FOTOLIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.