Новости экономики и финансов
2871 | 0

Обама разорил своих нефтяников

Обама разорил своих нефтяников
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На днях в «Гардиан» вышла статья, посвященная сланцевому бизнесу в США. В ней говорится, что число действующих скважин упало до 645, еще год назад их насчитывалось 1500. Текущий ценовой уровень, по сути, выводит за рамки рентабельности большинство проектов по добыче сланцевой нефти. Американский нефтяной магнат Гарольд Хэм, первооткрыватель запасов сланцевых ископаемых, рассчитывает лишь на то, что цены к концу года еще могут подняться до 70 долларов, иначе можно будет проститься с великой сланцевой мечтой.

В своем стремлении как можно больше наказать Россию низкими ценами на энергоносители президент Обама так заигрался, что не заметил, как уничтожил распиаренную американскую мечту последних лет - «великую сланцевую революцию» Америки. Обама договаривается с ближневосточными шейхами об искусственном понижении цены на нефть, чтобы обрушить экономику России, в значительной мере зависящую от экспорта энергоносителей. Шейхи идут навстречу пожеланиям президента США. Обама в предвкушении паралича российской экономики потирает руки... Цены на нефть падают, а у добытчиков сланцевого сырья в Америке проблемы растут. Ведь, по оценкам экономистов, в среднем нефтяные сланцевые проекты остаются прибыльными при цене $70 за баррель нефти. А нефтяным шейхам добыча одного барреля, по оценкам властей США, обходится в $20. Они пустили в ход свое главное оружие - на очередном заседании ОПЕК было заявлено, что картель не будет снижать добычу нефти для поддержания ее цены. Это был хорошо продуманный удар, в результате которого с шахматной доски убирался сильный и наглый конкурент - США.

Нефтяные  шейхи отказались снижать добычу нефти для поддержания ее цены. При цене $50 за баррель сланцевые производители вынуждены уйти с рынка.

В IV квартале 2014 года производителям в США пришлось закрыть максимум буровых установок. Так, компания Continental Resources сообщила о предстоящей остановке работ сразу на 31 нефтяной платформе из 50, работавших в конце 2014 года. Только в одной Северной Дакоте количество буровых сократилось на 17%.

На повестку дня встали вопросы банкротства нефтяных компаний. На пике сланцевого бума многие добывающие компании активно брали в долг и теперь наверняка столкнутся с проблемами. По подсчетам S&P Capital IQ, к IV кварталу 2014 года общая сумма задолженности американских компаний, которые занимаются исключительно добычей нефти и газа, выросла до $199 млрд.

В условиях, когда стоимость барреля колеблется около $50, очевидно, что большинство участников сланцевого проекта уже находятся вне рынка со всеми вытекающими отсюда последствиями: сокращением рабочих мест, увеличением количества безработных и возрастанием социальной напряженности в американском обществе.

БЕЗРАДОСТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Как приговор американской сланцевой энергетике звучит вывод президента энергетической консалтинговой фирмы WTRG Economics Джеймса Уиль-ямса: «Если цены на нефть не восстановятся, это совершенно точно будет означать конец сланцевого бума».

Не внушают оптимизма и выводы в мартовском докладе ОПЕК по анализу нефтяного рынка. Аналитики отмечают: «Низкие мировые цены на нефть могут повлиять на объемы добычи нефти из нетрадиционных источников, таких как сланцы и другие различные источники газоконденсатов».

Далее в докладе приводятся данные о том, как быстро истощаются сланцевые скважины: «Компании, которые занимаются добычей сланцевой нефти, знают, что объем добычи нефти в среднем на отдельных сланцевых скважинах снижается на 60 процентов в год, потери в добыче можно возместить только за счет бурения новых скважин». Но кто же будет вкладывать средства в сложившихся условиях в разработку новых месторождений? Даже если цены на нефть снова пойдут вверх, вряд ли кто-то захочет снова инвестировать в дорогую добычу сланцевой нефти, зная о существовании рисков с повторным обрушением цен.

ВЕЛИКАЯ АМЕРИКАНСКАЯ АФЕРА

Группа ученых под патронатом авторитетного научного журнала Nature провела исследование запасов нефти и газа на территории США и сделала вывод, что запасов сланцевого газа и нефти гораздо меньше, чем прогнозировали власти. Эти результаты подтвердили данные исследований ученых из Техасского университета в Остине, а также ряд независимых экспертиз, проведенных другими учеными. Профессор Тэд Пацек так прокомментировал результаты этих работ: «У нас плохие новости. Нужно быть готовыми к крупному фиаско».

Реакция производителей последовала незамедлительно. С лета прошлого года они в массовом порядке стали избавляться от своих сланцевых активов. BP объявила о списаниях на $4,8 млрд, британская BG Group списала $1,3 млрд сланцевых капиталовложений, канадская EnCana потеряла $1,7 млрд. А Royal Dutch Shell объявила о продаже участков в Техасе, Канзасе и Колорадо, в том числе крупнейшего месторождения Игл Форд. Компания признала, что 192 скважины «не в состоянии выйти на запланированный объем добычи», заявила о списании $2,1 млрд и начала стратегическую переоценку инвестиций в сланцевые месторождения в США.

Так кто же ошибся в расчетах запасов сланца? На наш взгляд, это хорошо просчитанная афера. Схема ее достаточно проста: добывающая компания покупает лицензию на добычу сланцевого газа и нефти (крупнейшие мировые компании потратили около $21 млрд на активы, связанные со столь перспективной добычей). Затем в работу включаются хорошо проплаченные рекламные компании, которые в красках расписывают невероятные запасы газа и нефти в сланцах, колоссальные объемы добычи и мизерную себестоимость добычи.

На пике раскрутки компания выходит на биржу со своими акциями небольшим номиналом, цена которых моментально взлетает до заоблачных высот. Все - дело сделано. Компания подсчитывает сотни миллионов долларов прибыли. Несколько лет находится на рынке и даже выплачивает довольным держателям акций небольшие дивиденды. Но поскольку сланцевая добыча нерентабельна изначально, проект сворачивается, цена акций падает до номинальной. Эмитент даже может выкупить их по начальной цене, затратив на это часть дохода, чтобы никаких обманутых вкладчиков не было. А после этого компания ликвидируется. Примеров тому предостаточно. Взять хотя бы Kodiak Oil&Gaz Corp., компанию, якобы занимающуюся в Северной Дакоте добычей сланца.

НЕОБРАТИМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Но, пожалуй, самое главное при сланцевой добыче - это страшное загрязнение окружающей среды. При добыче нефти и газа из сланцевых слоев применяется процесс гидравлического разрыва пластов (так называемый фрекинг), который предусматривает закачку в породу специальных жидкостей с помощью мощных насосов. В результате в горной породе формируются трещины, содержащиеся в пласте газ или нефть высвобождаются, увеличивая дебит скважины.

Проблема в том, что в состав специальных жидкостей включены более 600 компонентов, среди которых есть не только токсичные, но и ядовитые. Весь этот букет попадает в почву, подземные грунтовые воды, откуда следует в открытые водные артерии, а также в источники питьевой воды. В результате отравляется все: о выращивании сельхозпродукции следует просто забыть, токсичные вещества накапливаются в организмах людей, животных и рыб.

Согласно исследованию медиков Йельского университета, почти каждый второй из местных жителей жалуется на проблемы с дыханием и кожей. У людей, живущих менее чем в километре от скважин, риск развития болезней легких и кожи составляет почти 40%, у живущих в двух километрах - 18%.

Но и это еще не все. Геологическая служба США пришла к выводу, что технологии добычи сланцевого газа могут быть причиной землетрясений. По данным ВВС, в штатах Колорадо и Нью-Мексико, ранее сейсмически спокойных районах, после буровых работ было зафиксировано 16 землетрясений с магнитудой более 3,8. При этом, отмечается в исследовании, эпицентры землетрясений всегда находились в местах закачки под землю воды.

В штате Нью-Йорк добыча газа методом гидравлического разрыва пластов официально запрещена как потенциально опасная для экологии и здоровья людей технология.

Добыча сланцевого газа запрещена по экологическим соображениям во многих европейских странах. Первой полный мораторий на применение фрекинга в 2011 году ввела Франция. Также запреты или ограничения на добычу сланцевого газа существуют в Германии, Нидерландах, Болгарии и других странах.

Алексей Максимов

Коллаж А. Хорошевского

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Украинцы надеются, что сланец станет реальной альтернативой российскому газу. Для стимулирования добычи сланцевого газа компаниям даже предоставляются льготные условия налогообложения.

Председатель правления компании «Надра Украины» летом 2014 года заявил, что запасы сланцевого топлива в стране составляют чуть более 15 трлн кубометров. Однако до сих пор никто и нигде не представил ни будущей стоимости сланцевого газа для украинских потребителей, ни его реальных запасов, ни стоимости решения экологических проблем, связанных с его добычей, ни бюджета, необходимого на возведение абсолютно новой для Украины инфраструктуры (сланцевый газ по трубам не перегоняется).

И потому совершенно справедливыми представляются суждения лидера украинской общины «Соболь» Виталия Храмова: «Намерение украинских властей развивать на территории страны добычу сланцевого газа ведет к катастрофе гораздо более масштабной, чем чернобыльская. В короткий срок огромная часть Украины может превратиться в пустыню, не пригодную ни для жизни, ни для производства сельхозпродукции. Последствия этой авантюры будут ощутимы сотни, если не тысячи лет».

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.