Новости транспорта. Автомобильные новости
4208 | 0

ОСАГО: Ремонт вместо денег

Монополизировать рынок ремонта легковых авто, пострадавших в ДТП, собираются страховые компании. Они хотят заменить денежное возмещение по ОСАГО восстановлением в выбранном ими техцентре. Будет ли такая норма мотивировать страховщиков на качественный ремонт машины?

ОСАГО: Ремонт вместо денег
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Идет активное обсуждение принятого Госдумой в первом чтении законопроекта об изменениях в закон «Об ОСАГО». Поправки в него согласовали Центробанк и Минфин России. Страховщики двумя руками за поправки, что вполне объяснимо, если вникнуть в детали новой концепции «автогражданки».

Согласно им, страховщики возместят ущерб деньгами только тем, кто получит серьезные увечья, и родственникам погибших в ДТП. В остальных случаях автовладельцы денег не увидят, но смогут починить машину на выбран­ной страховщиками станции техоблуживания (СТО). Обновленный закон может вступить в силу уже 1 марта 2017 года.

СТО К ОДНОМУ

По новой системе страховые компании предложат автовладельцу на выбор список автосервисов, требования к которым установит ЦБ. Согласно принятым в первом чтении поправкам, СТО должна быть расположена не дальше 10 км от городов с населением от 500 тыс. человек и не дальше 200 км для меньших населенных пунктов.

Самое возмутительное, что в законопроекте нет определения качества запчастей и отсутствует понятие «новые детали». Даже для новых машин не делают исключения. Но доказать, что поставленная запчасть «была в употреблении» и привела к аварии или поломке, будет трудно.

«Не исключено, что после появления принудительного ремонта по ОСАГО возникнут полный хаос и неразбериха, - сказала «Миру Новостей» адвокат Анна Бутырина. - Одним из самых больших минусов законопроекта может стать тот факт, что страховые компании не будут нести никакой ответственности за ремонт ненадлежащего качества.

Если автовладелец определит, что ему были установлены б/у запчасти при ремонте и это привело, например, к поломке автомобиля, доказать это он сможет только в судебном порядке при помощи технической экспертизы. Если же машина находилась при этом на гарантии, установленные неоригинальные запчасти приведут к потере гарантии. И все это в конечном итоге приведет к потере нервов, времени, денег автовладельца и бесконечным судебным разбирательствам в надежде взыскать ущерб с автосервисов. А страховая компания останется в стороне».

После появления принудительного ремонта по ОСАГО участвующим в ремонте автосервисам ничто не помешает ради экономии выделенных страховщиками средств ставить на разбитые машины детали «второй свежести». А отсутствие формулировки «новая запчасть» приведет к спросу на подержанные комплектующие, что вызовет всплеск краж автомобилей для разборок и рост аварийности.

«Страховая компания всегда стремится сократить свои затраты. Поскольку у нее в руках большой объем денег, она будет диктовать кузовным сервисам, по каким ценам чинить автомобиль, - говорит руководитель сети автосервисов Fit service Данил Соловьев. - Сейчас потребитель, получая деньги на руки, хотя бы рублем голосует: хочу дешево или хочу качественно. Но скоро, видимо, выбора не будет».

Ко второму чтению законопроекта Ассоциация автомобильных дилеров просит прямо прописать в документе необходимость установки новых запчастей и запрет использования подержанных или восстановленных деталей.

Кроме того, автомобили возрастом до двух лет следует направлять на ремонт к официальному дилеру марки, а страховщика обязать оплачивать эвакуацию транспортного средства в сервис и стоимость проезда авто­владельца на общественном транспорте до места ремонта в сумме до 10 тыс. рублей.

Свои предложения подготовили Центробанк и Национальный союз автовладельцев. Если речь не идет о новом авто, расстояние от места ДТП до сервиса должно составлять не более 50 км, СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или места жительства автомобилиста, а срок гарантии на ремонтные работы должен составлять не два месяца, как сказано в первой редакции документа, а шесть.

Второе чтение обещает быть жарким, учитывая, какое у страховщиков мощное лобби.

НЕУГОДНЫЕ ЮРИСТЫ

Почему страховые компании так стремятся монополизировать рынок ремонта ОСАГО? Основной их тезис - «деньги оседают в карманах автоюристов». Оказываясь на месте аварии раньше сотрудников ГИБДД, они перекупают права требования у водителей, а потом выставляют страховщикам счет на большую сумму, в которую включают счет за свои услуги, счет на услуги экспертов.

К тому же автоюристы, по словам страховщиков, специально уклоняются от контактов с ними, отправляя свои иски по почте без обратного адреса, тем самым вынуждая страховые компании нарушать установленные законом сроки по выплатам. На основании этого суды назначают им немалые штрафы. В результате страховщики по каждому такому ДТП расстаются с суммой, в разы превосходящей ту, что водитель получил бы от страховщиков официально.

По словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, в Краснодарском крае «умелец от права» отсудил у страховщиков 55 дел, каждое на 120 тыс. рублей ущерба по ОСАГО и на 275 тыс. рублей штрафов и неустоек. Итого без малого 22 млн рублей.

«Только за 2015 год автоюристы получили от страховых компаний 11 млрд рублей, а в 2016-м получат еще больше», - говорят в РСА. Там считают, что ремонт авто вместо выплаты может исключить автоюристов из взаимодействия страховщиков и автовладельцев.

Впрочем, глава Главстрахконтроля Николай Тюрников основную проблему рынка ОСАГО видит не в автоюристах, а в тотальных недоплатах страховщиков за ремонт пострадавшей в ДТП машины: «Человек не получает положенную сумму и оставшуюся часть взыскивает в суде. Таких обращений огромное количество. Хотя клиент и сейчас может попросить направление на ремонт в СТО, таких возмещений не более 1%. Теперь у автовладельца отберут право получить на свое усмотрение ремонт или деньги».

Что же плохого в том, что автомобилисты научились защищать свои права с помощью юристов? И почему страховщики называют их мошенниками, если есть решения судов? И потом, как не судиться со страховой компанией, которая, скажем, замену бампера пятилетнего внедорожника Toyota Land Cruiser оценивает по ОСАГО в 6 тыс. рублей, тогда как реально она стоит не меньше 30 тысяч?

О таких случаях страховщики предпочитают не вспоминать. В свою защиту они говорят: если мы несем ответственность за ремонт автомобиля, мы же и должны выбирать мастерскую, а денег никому платить не будем.

Следуя этой логике, водителям надо предоставить право рассчитываться за «автогражданку» не рублями, а, например, мытьем полов в офисе страховой компании или натуральными продуктами - картошкой да яблоками. Что-то подсказывает, что они на это не согласятся.

Елена Хакимова.

КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM.RU

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.