Новости экономики и финансов
2521 | 0

Налоговый маневр почувствуют все

Госдума утвердила «закон о налоговом маневре». По мнению думской оппозиции, бюджет от этого  ничего не выгадает, а вот граждане точно проиграют.

Налоговый маневр почувствуют все
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Закон инициирован правительством и принят голосами «Единой России», все остальные фракции были против.

Суть «маневра» состоит, во-первых, в сокращении вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Во-вторых, в повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых. В-третьих, в уменьшении ставок акцизов на моторное топливо. По расчетам разработчиков закона, бензин и солярка после этого если и будут дорожать, то лишь в пределах официальной инфляции - на 6-7% (1,8 руб. за литр в год).

В региональных бюджетах при этом возникает серьезная дыра: акцизы на моторное топливо являются главным источником формирования территориальных дорожных фондов. Закрывать прореху придется за счет трансфертов из федерального бюджета. В общем, никаких существенных выгод для казны не просматривается. Как говорится, баш на баш: сколько прибыло, столько же примерно и убыло.

Главной причиной «маневра» в правительстве называют договор о создании Евразийского экономического союза, вступающий в силу 1 января 2015 года. Мол, единое экономическое пространство предполагает единые налоговые и таможенные правила. Российские экспортные пошлины на нефть действительно в разы превышают казахстанские. Непонятно, однако, почему Россия должна идти навстречу Казахстану, а не наоборот.

Закон о «маневре» - «самое вредное из того, что предлагается в бюджете на 2015 год», - убеждена зам-руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Оксана Дмитриева. Отрицательные результаты мы почувствуем сразу, с 1 января, а потом в течение многих лет будем пожинать отдаленные плоды.

Дело в том, что сегодня в нефтегазовых доходах бюджета основная доля (60%) приходится на экспортные пошлины, то есть основное налоговое бремя несут внешние потребители. После «маневра» ситуация зеркально поменяется: уже в следующем году 57% придется на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а потом и того больше. Общий объем налоговых поступлений, собираемых через НДПИ, увеличится на 1 трлн 326 млрд рублей. При этом 600 млрд рублей придется заплатить внутренним потребителям - предприятиям и населению. То есть мы это почувствуем через ускоренный рост цен.

Противники же закона призывают не верить словам правительственных чиновников о том, что стоимость бензина и солярки будет увеличиваться в пределах общей инфляции. По расчетам экспертов Комитета Госдумы по энергетике, уже в первой половине 2015 года средняя стоимость бензина повысится на 20% и составит 45 руб. за литр, а к концу 2015-го достигнет 50 руб. за литр. И бензином дело не ограничится. «Это провоцирование классической инфляции издержек, - возмущается Дмитриева. - Инфляция закладывается в самом первичном звене». Сначала подорожает сырье, потом - первичные энергоносители, затем - прочие товары и услуги. В первую очередь услуги ЖКХ.

Единственный смысл реформы Дмитриева видит в выравнивании внутренних и мировых цен на энергоносители: «Эта задача давно ставилась. Ее ставили тогда, когда давали нам кредиты международных финансовых организаций. Потом это же требование было обусловлено в документах при вступлении России в ВТО».

Это нанесет колоссальный ущерб российской экономике, одним из немногих конкурентных преимуществ которой являются как раз дешевые энергоносители. Сравните: несмотря на обвал цен, на внешнем рынке баррель российской нефти стоит сегодня ниже 70 долларов. При этом внутри страны за тонну черного золота дают в среднем около 11 тыс. рублей, то есть 37-38 долларов за баррель.

Просчитало ли правительство все эти риски? Время покажет. Но главное правило российской бюрократии блестяще сформулировал еще Виктор Черномырдин: хотели как лучше - получилось как всегда.

Материал подготовил Андрей Владимиров

Фото: ТАСС

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.