Новости экономики и финансов
2586 | 0

На что надеяться тощим кошелькам?

Почему лоцманы из отечественного Белого дома в состоянии проводить только фискально-запретительную политику и в чьих интересах внедряются экономические новшества лета-2018?

На что надеяться тощим кошелькам?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Когда сегодня люди задают вопросы про свои падающие доходы, чиновники застывают в раздумьях: как бы отговориться, чтобы не сболтнуть лишнего? Ведь ссылки на лихие 90-е уже некорректны.

Все понимают: в экономике стагнация и много лет ничего не меняется, поэтому требуется реформирование. Последние законы, предложенные правительством, показывают, что интересы чиновников правительства и народа в непересекающихся плоскостях.

Почему же получилось так, что реализация социальных указов президента возможна только за счет дополнительного обирания народа и частного бизнеса? Почему после переназначения правительство не смогло остановить скачок цен на бензин, а только на время рост стоимости топлива «притушить»? Почему вместо пенсионной реформы подготовлен закон о повышении пенсионного возраста? Даже президент был поражен его сыростью и предложил доработать.

Не в том ли дело, что действия монетаристов старой либеральной закалки продиктованы желанием угодить правящему классу нуворишей, но никак не тому 21 миллиону россиян, кто прозябает за чертой бедности?

СНОВА ДЕФОЛТ?

Многие эксперты сегодня отмечают, что ситуация в немалой степени напоминает преддефолтный август двадцатилетней давности. Да, пока что родной рубль опускается не так быстро, как в 1998-м, но США приготовили дополнительный санкционный «допинг», и, где будет очередное дно, не знают и эксперты. Неужели наша расчетная единица докатится до ситуации 1992 года, когда инфляция зашкалила?

Судьба СССР, СЭВ, переводного рубля известна. Все рухнуло. Во многом это было следствием нежизнеспособности экономической системы и огромных военных расходов. Похоже, министр финансов Антон Силуанов о первой причине забыл, хотя постоянно вспоминает вторую.

Недавно он предложил отказаться от доллара в расчетах за нефть и перейти на рубль. Курс рубля он при этом не застолбил, да и вряд ли сможет это сделать. Поэтому и непонятно, как импортеры смогут рассчитать расходы, а Минфин - доходы.

Реформировать экономику гораздо сложнее, чем торговать нефтью. Вновь привлекать иностранных советников уже по разным причинам не будут, а в компетентность и реформизм действующих специалистов верится с трудом. Придется прозябать в стагнации и ждать повышения нефтяных цен. Так что лучше наша жизнь не станет в обозримой перспективе.

ПОЧЕМУ РАЗБОГАТЕЛИ СЛУГИ?

В России МРОТ - чуть больше 11 тыс. рублей. Это втрое меньше, чем в банановом Гондурасе, а тем более у европейцев, чей комфорт обеспечивают наши углеводороды и кто живет на пенсии до 2000 евро.

Природа человека такова, что он вначале думает о себе, семье, близких, друзьях, в том числе и находясь у власти. И уже по остаточному принципу чиновник думает об остальных.

В условиях демократии, гласности, сменяемости власти, независимой юриспруденции чиновник любого уровня просто вынужден работать в интересах народа и ограничивать свои запросы. Очевидно, что-то не так в российской системе, если в богатейшей стране мира народ нищий, а его слуги - депутаты и министры - получают сотни тысяч и многочисленные блага, а руководство госкорпораций (де-юре народных) имеет доходы уже в сотни миллионов.

Подобного социального неравенства нет ни в одной стране мира. И любой экономист вам сегодня скажет, что экономические новшества этого лета типа роста НДС ведут только к усилению этого неравенства, росту цен и обеднению даже уже среднего класса россиян.

КОМУ ВЫГОДНО ПОВЫШЕНИЕ НДС?

Во-первых, родному правительству. Для него отпадает необходимость проведения реформ, да и о чем можно говорить, если Минэкономразвития на 2019 год темпы роста ВВП понизило с 2,2 до 1,5%, откуда уж взяться заоблачным 5-6%.

Высокие темпы роста экономики достигаются как минимум снижением налогов, а не бурными аплодисментами одобрения их предложившего.

Во-вторых, бюрократии. Доходы у населения сначала надо отобрать, а потом ему же перенаправить как реализацию майских указов. Ситуация сродни словам Чебурашки из другого мультика: «Гена, давай я понесу чемодан, а ты - меня». Работу чиновников необходимо оплачивать, а сколько прилипнет к их рукам, сложно представить.

В-третьих, сырьевым госмонополиям и олигархам. Дополнительные 2% НДС экспортерам возвратят из бюджета. В РФ НДС одинаков для сырья и продукции с действительно высокой добавленной стоимостью, и, по сути, он обернется сверхприбылью для сырьевиков, так как они обеспечивают более 70% экспорта страны.

ЖДЕМ БОГАТУЮ НЕВЕСТУ?

Опыт борьбы с подобными инициативами есть. Массовые протесты нулевых привели к непринятию закона о монетизации льгот. Москвичи отвергли реновацию хрущевок в мэрском варианте. Протестная активность против фискального закона уже вынудила Думу отозвать депутатов из отпусков для обсуждения закона, и видятся два варианта. Его принятие будет отложено или содержание несущественно изменено; он будет переработан в интересах народа, что невозможно без привлечения независимых экспертов и в условиях гласности.

Для власти приемлем только первый вариант - уступка из-за неподготовленности и поспешности, а второй - уже поражение, но она своих устоев не сдаст, и ожидать либерализации отношений бессмысленно, так как это приведет к диалогу с обществом, которого уже много лет нет, как и референдумов.

...В фильме «Женитьба Бальзаминова» молодой недотепа мечтал о богатой невесте и дождался. Помечтаем и мы, альтернативы у нас нет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Руслан Гринберг, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН: 

- Повышение НДС было выгодно финансовым властям, чтобы иметь дополнительные деньги, не расписанные по статьям бюджета. Ну куда-то они положат теперь эти 600 или 700 миллионов, вместо того чтобы оживлять экономику и менять ее структуру, вместо того чтобы освобождаться от сырьевой зависимости.

Действия эти и политически взрывоопасны, и экономического эффекта не дадут. В преддверии реальных санкций просто запасаются на черный день деньгами, которые неизвестно как потратят. Им не хочется ошкуривать своих, берут со всех понемногу. Но условий для дефолта сегодня нет, хотя стагнация экономики продолжится.

Никита Исаев, директор Института актуальной экономики, лидер движения «Новая Россия»:

- Говоря о дефолте, сравнивать 1998 и 2018 годы все же некорректно. Ситуации совершенно разные. В 1998 году не было дорогой нефти, экономика была неокрепшая, а Россия была обременена долгами еще Советского Союза.

Теперь все иначе: есть большой запас по нефтегазовым доходам (все доходы от нефти дороже 40,8 доллара за баррель идут не в бюджет, а в запасы), внешний госдолг составляет скромные 50,6 млрд долларов США, есть запасы в Фонде национального благосостояния в объеме 4,85 трлн рублей. А что до повышения пенсионного возраста - государство не отказывается от выполнения социальных обязательств, только сокращает нагрузку. Да, повышение пенсионного возраста - мера с экономической и социальной точек зрения ошибочная. Да, экономический кризис не закончился. Но сейчас не 1998 год, экономика сегодня имеет шанс не развалиться, а скорее оказаться законсервированной.

Никита Кричевский, российский экономист и публицист, специалист в области государственного управления экономикой:

- Для крупного российского бизнеса повышение НДС - очередное конкурентное преимущество, потому как крупные налогоплательщики возмещают НДС в ускоренном и упрощенном порядке. Для крупных экспортеров повышение НДС также выгодно, потому что при экспорте НДС возмещают им из федерального бюджета. Я не исключаю, что для некоторых предприятий повышение НДС станет дополнительной мотивацией для того, чтобы больше экспортировать.

Выгодно это повышение и индивидуальным предпринимателям, которые НДС не платят, а работают на патентной системе или вообще без нее, когда не облагаются налогом медицинские услуги, помощь по уходу за детьми, благотворительная деятельность и продажа продуктов питания, медицинских товаров.

Косвенно выиграет от повышения НДС банковская сфера, так как предприятия производственных отраслей станут чаще обращаться за субсидиями и займами для покрытия возможных издержек. Может выиграть от этого повышения и теневой сектор экономики, который по той же самой причине в результате, вырастет.

Подготовил Сергей Самарин,

экономист, д.н.

Карикатура

А. Хорошевского.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.