В прошлом году у нас побывало более полумиллиона жителей Поднебесной. Но вот парадокс: турпоток растет, а доходы России от него - нет. Как такое может быть?
ЗА ЯНТАРЕМ БЕЗ ВИЗЫ
За первое полугодие 2017-го турпоток с китайской стороны вырос на 36%. Этому способствовало соглашение о безвизовых групповых поездках - от 5 до 50 человек.
В прошлом году было отмечено резкое увеличение числа покупателей из Китая в салонах мобильной связи, а также их участия в выручке крупных магазинов вроде столичного ЦУМа.
Эксперты рынка связывают спрос на товары в России у туристов из Китая выгодной разницей курса валют. Только в 2015 году китайские туристы оставили в России более 2,5 млрд долларов США. Как показало одно из исследований, китайцы в первую очередь интересуются изделиями из золота и янтаря, а также из меха.
ЧАЙНА-ТАУНЫ СТОЛИЦЫ
Платежеспособность китайских туристов быстро оценили не только отечественные бизнесмены, но и китайские. В Москву хлынули китайские рестораторы, владельцы ювелирных и меховых магазинов, а также офисный и рабочий персонал. В мегаполисе начали массово появляться места компактного проживания китайцев (прежде всего на юго-востоке), грозящие превратиться в самые настоящие Чайна-тауны.
Самое неприятное, что увеличение числа китайских туристов не слишком-то отражается на экономике России. Дело в том, что размещением в отелях, питанием и сопровождением китайских туристов занимаются в основном этнические представители нелегального турбизнеса. Именно в этом омуте растворяются основные прибыли, на которые рассчитывали предприниматели России, а также не заплаченные налоги в бюджет страны.
Как показывает практика, организованные группы берут под опеку своих людей еще в Китае. В большинстве случаев китайские туристы проживают в отелях, которыми владеют жители Поднебесной, питаются в заведениях, открытых китайскими бизнесменами, а ювелирные украшения приобретают в магазинах, принадлежащих их соотечественникам.
ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ
Представители нашей туриндустрии на профессиональных форумах утверждают, что часто китайские компании продают туры в Россию дешевле себестоимости. Прибыль образуется после посещения путешественниками под руководством своего гида специальных ювелирных магазинов, где они приобретают ювелирные украшения и сувениры по завышенным ценам.
Это неудивительно: китайский турист, сопровождаемый гидом, просто не пойдет в соседний магазин, чтобы сравнить цены. При этом выручка ювелирных магазинов, в которых китайцы приобретают изделия, например, из янтаря для себя, своих родственников и сослуживцев, достигает 4-5 млн рублей в день.
Местные жители в такие торговые точки просто не ходят: если магазин легальный, то цены в нем выше рыночных, а если подпольный, то постороннего туда просто не пустит охрана.
Платят китайцы часто тоже мимо российской кассы. В замкнутой системе китайского бизнеса популярна схема, когда посетитель точки общепита или гостиницы переводит денежные средства напрямую на карточку владельца заведения, зарегистрированную в Китае. Россия при этом не получает ни копейки налоговых отчислений.
Но даже в том случае, если турист из Китая хочет расплатиться легально, он предпочтет банковские карты системы Union Pay или QR-коды в популярной в Китае социальной сети WeChat. Совершить оплату по ним он сможет лишь в магазине или ресторане, принадлежащем бизнесмену из Китая.
ЛИПОВЫЕ ГИДЫ
Представители отечественного туристического бизнеса и розничной торговли, ориентированные на туристов из Китая, бьют тревогу. По мнению экспертов, российская экономика от серых схем китайского туристического бизнеса ежегодно недополучает до 500 млн долларов.
Представитель Союза туристических агентств Дмитрий Мазаников прокомментировал, например, ситуацию на северо-западе страны: «Здесь много магазинов с китайскими владельцами, которые работают в тени. Они закрываются, чтобы продавать сувениры по завышенным ценам туристам. Это лишает городской бюджет Санкт-Петербурга большого количества денег в виде неоплаченных налогов».
Тема нелегального туристического бизнеса китайцев уже обсуждалась в Общественной палате РФ. В частности, отмечался низкий уровень образования китайских нелегальных гидов, которые, как правило, не знают историю Москвы, о которой рассказывают соотечественникам.
Сотрудники московских музеев, популярных у китайцев, утверждают, что это самые беспокойные посетители, старающиеся дотронуться до каждого экспоната. Причем происходит это не от плохого воспитания, а от уверенности, что в России, как и в Китае, почти все экспонаты - копии. При этом в частных беседах легальные гиды признаются, что в борьбе за рынок нелегалы могут и побить своих официальных конкурентов.
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ!
Возникает вопрос: почему же, когда группа китайских туристов посещает достопримечательности столицы, никто не проверяет у гида документы на право заниматься предпринимательской деятельностью. Мало того, сами нелегальные китайские гиды, услуги которых стоят так же, как и у их официальных конкурентов, заявляют, что во всем виноваты сами русские. Ведь в Китае в отличие от России законодательно запрещено работать гидами не китайцам.
Обратить растущий поток китайских туристов на пользу отечественной экономике можно, если государство возьмет этот сегмент рынка под свой контроль. В гостиницах, ювелирных салонах, кафе и ресторанах на самых популярных туристических маршрутах совсем не помешают надписи на китайском языке (разумеется, наряду с русскими). Надо учитывать предпочтения китайских туристов в способах оплаты и питания и предлагать им адекватные услуги.
Ну и, конечно, сопровождение должно быть обеспечено официальным китайско-говорящим гидом. Без этого, как и без жесткого контроля со стороны государственных органов, мы не сможем вывести китайских туристов из тени.
Дмитрий Соколов.
ТАСС/С. Ермохин