«Обратный акциз с демпфирующей компонентой» - по заявлению вице-премьера Дмитрия Козака, так будет у нас теперь называться экономический механизм регулирования цен на бензин. Почти как в анекдоте: «Сам-то понял, что сказал?!»
Похоже, сбылись прогнозы, и с 1 июля правительство вышло из соглашения с нефтяными компаниями, которые замораживали внутренние цены на топливо. На совещании у премьера Д. Козак похвалил их за сознательность, поскольку в первом полугодии 2019-го бензин в среднем подорожал только на 2,3%. А могли бы задрать по самые гланды! Хотя с чего?
Нефтяные бароны плачут, что вынуждены поднимать внутренние цены на топливо, поскольку растут мировые, и отечественные экспортеры теряют большие прибыли. Но, по данным Минфина, средняя цена нефти марки Urals по итогам января - июня 2019 г. составила 65,63 доллара за баррель. А в январе - июне 2018-го баррель стоил 68,83 доллара. Если же сравнивать только июньские цены, то в прошлом месяце они были на 12 с лишним долларов ниже, чем год назад.
Другими словами, стоимость топлива на внешних рынках не росла, а заметно падала! Так с какого же бодуна нефтяникам поднимать внутренние цены?! Чтобы компенсировать себе, любимым, падение мировых?! И без стыда вымаливать у правительства милостыню за счет бюджета, то есть стремительно беднеющего населения!
Самое удивительное, что мольбы их не пропали! Вице-премьер Д. Козак заверил, что за примерное поведение в период заморозки нефтяные компании получат компенсацию. Источники называют сумму в 630 млрд рублей, то есть примерно столько, сколько бюджет соберет благодаря повышению на 2% НДС.
Рассказывают, когда это озвучили на ПМЭФ-2019, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров попробовал воззвать к справедливости. Дескать, миллиарды забрали у всех граждан, а отдадут владельцам нескольких компаний! Вместо того чтобы поддержать социалку...
Однако первый вице-премьер А. Силуанов оказался чужд таких моральных категорий: правительство и нефтянка, мол, договорились между собой, и посторонним сюда не лезть!
Теперь о новом механизме регулирования. На упомянутом совещании даже Дмитрий Медведев заметил: «Обратный акциз, демпфер, цена отсечения... Никто не понимает, что это такое». Мол, людям важны цены на бензоколонке, а не лингвистические упражнения чиновников.
Эксперты поясняют: если нефтяники будут продавать бензин на внутреннем рынке с дисконтом, государство компенсирует им недополученные доходы; если же внутри страны цены поднимутся выше инфляции, то нефтекомпаниям придется поделиться дополнительными доходами с бюджетом. Вроде как это не позволит бензину дорожать.
Хотя, по данным Московской топливной ассоциации, с 1 июля стоимость бензина и дизельного топлива уже выросла на 8-10 копеек. Разморозили! А отдельные пессимисты рассуждают о 90-120 рублях за литр к концу 2019 года.
Алексей Воробьев.
Фото: FOTOLIA