«Если в стране ходят денежные знаки, то должны быть и люди, у которых их очень много». Помните эту знаменитую фразу из «Золотого теленка»?

Депутат Госдумы Михаил Делягин заявил, что в 2025 году Минфин стал использовать замороженные в федеральном бюджете средства. Думаете, в наших с вами интересах? Не-а. В коммерческих!
Эти высвободившиеся средства предоставляют в управление крупнейшим банкам, как это делали реформаторы в криминальные 90-е годы.
Говорят, глава Минфина признался в Госдуме, что речь идет об остатках средств на счетах бюджетополучателей и региональных бюджетов, которые, скажем, не успели потратить их в течение финансового года. Практика эта хорошо известна: бюджетные расходы расписывают в первые месяцы, но это лишь на бумаге, а реальные деньги приходят к исполнителям где-нибудь в декабре. И часто исполнители просто не успевают их потратить.
Тогда выбор: либо попилить остатки, списав на какую-нибудь ненужную ерунду, либо спрятать до поры в кубышку, где ими финансовые власти могут распоряжаться относительно свободно. Делягин уточняет, что, согласно отчетности Минфина, сюда же входят еще и остатки средств на счетах внебюджетных фондов и некоторых юрлиц, а также часть международных резервов (в виде юаней и золота), учитываемая на счетах федерального казначейства.
Как утверждает депутат ГД, исполняемый в настоящее время бюджет 2025 года, по свидетельству министра финансов, предусматривает нахождение на счетах постоянно 8,2 трлн рублей. И, соответственно, годовые доходы в размере более 950 млрд рублей от их постоянного использования.
То есть Минфин постоянно держит на бюджетных счетах (это помимо средств Фонда национального благосостояния!) суммы, достаточные для решения в прямом смысле слова любых задач, стоящих перед Россией.
Восемь триллионов - деньги огромные. Это чуть ли не вдвое больше годового бюджета Москвы. На такие средства горы свернуть можно. Правда, столичные власти на них, похоже, только асфальт перемалывают и меняют новые бордюры на еще более свежие.
И в то же время, говорит Делягин, почти любая дельная инициатива блокируется пресловутым «денег нет». Что, по мнению депутата, является прямой ложью: «Объяснения, что замороженные на счетах федерального бюджета деньги российских налогоплательщиков нельзя использовать ни на какие разумные цели, потому что они увеличат денежную массу в обороте и этим якобы вызовут инфляцию, в данном случае ложны вдвойне».
Деньги, формально числясь в бюджете, на деле находятся в хозяйственном обороте, обслуживая интересы крупных финансовых спекулянтов. Разве не так?
Лаврентий Павлов
Рисунок: Е. Кран.