Бизнес. Финансы
3815 | 0

Мошеннические переводы лягут на плечи банков

Мошеннические переводы лягут на плечи банков
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Госдума в первом чтении приняла закон о внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе», в котором представлен механизм возврата денег, похищенных злоумышленниками с банковских карт.

В ближайшее время закончится прием поправок, и есть все основания полагать, что уже весной граждане получат официальные гарантии сохранности своих средств в финансовых учреждениях.

Ввести механизм возврата гражданам средств, украденных с их счетов мошенническим образом, поручил президент, чтобы повысить доверие потребителей к дистанционным платежным сервисам. Министерство финансов еще прошлой осенью дало свое согласие на рассмотрение такого законопроекта, так что, если все пойдет гладко, его вскоре примут.

В предложенных поправках речь идет о том, чтобы вменить банку обязанность возмещать деньги пострадавшему в течение 30 дней с момента получения от него заявления. Если речь будет идти о трансграничных переводах, то у банка время на возврат средств - 60 дней. Банк-отправитель будет наделен правом в течение двух дней отказывать в переводе денег на счет, который сочтет сомнительным, даже если держатель карты дал согласие на проведение операции. Банк-получатель, используя механизм противодействия хищению денежных средств, тоже может приостановить операцию и осуществить ее проверку на признаки мошенничества.

По действующему сейчас законодательству клиент банка может рассчитывать на возмещение денег в полном объеме, если сам не передал злоумышленникам банковские сведения (номера карт, коды, пароли), однако этого оказывается уже недостаточно в условиях широкого распространения телефонного и кибермошенничества. Тысячи наших сограждан остаются без денег, раскрывая зло­умышленникам персональные банковские сведения в результате почти откровенного психологического насилия, то есть, по сути, добровольно. И поскольку тем самым клиенты нарушают условия договора с банком, они лишаются права вернуть украденные рубли.

В Центробанке проанализировали ситуацию и предложили рассмотреть возможность возврата похищенных средств, даже если мошенничество с картами граждан произошло с использованием методов социальной инженерии. То есть даже если держателю пластикового средства платежа запудрили мозги и вынудили с помощью различных хит­роумных способов добровольно назвать необходимую информацию о нем.

- Сейчас обсуждается возможность безусловного возврата всей похищенной суммы, если банк не учел в своих бизнес-процессах информацию, полученную от нас и содержащуюся в базе о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, - говорит директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров.

Безусловно, идея здравая и благородная, однако на пути ее воплощения может оказаться слишком много «но». Главное из них заключается в том, что при возврате украденных средств речь всегда (!) будет идти только о тех ситуациях, когда подозрительный счет числится в дропперской базе Банка России (дропперы - получатели незаконно списанных денег). Но ЦБ - не всевидящее око, его контролирующие возможности не безграничны, а финансовые мошенники, попадая в черный список регулятора, открывают новые площадки и успевают обмануть не одного человека. Поспеет ли Центробанк за прытью дропперов?

Кроме того, у банков могут возникнуть сложности, когда они решат приостановить на два дня перевод на подозрительный счет. Конечно, клиент за это время может одуматься, сообразить, что попал в лапы обманщиков, и сохранит свои рубли, но для самих кредитных организаций такой шаг - дополнительная морока: придется объяснять недовольными клиентами, почему не прошел их перевод.

Возникает вполне закономерный вопрос: не приведут ли законодательные изменения к появлению нового вала преступлений, когда зло­умышленники станут изображать жертв мошенничества и требовать у банка возврата средств? Хотя подобное не исключено, но юристы уверяют, что в арсенале банков и компетентных органов власти на этот счет есть меры противодействия.

- Банки будут искать разного рода лазейки, чтобы не платить клиентам. Скорее всего, пострадавшим придется собирать внушительный пакет документов, в том числе из МВД, а полиция очень не любит подобные дела - разоблачить мошенников сложно, так как они часто работают из других государств. Люди рискуют столкнуться с массой проволочек, и не исключен вариант судебных разбирательств, когда банк будет доказывать свою правоту, а гражданин - свою, - рассуждает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников.

Даже после принятия закона вряд ли стоит без разбора и всем подряд разбалтывать данные своей карты, надеясь, что все деньги вернутся, если вдруг окажется, что достались они телефонным или киберзлодеям. Как бы ни хотелось, но принимаемые поправки не защитят клиентов банков на 100%. Финансовые аферисты чуть ли не ежедневно придумывают новые способы отъема денег у населения, а значит, внимательного и бережного отношения к личным и финансовым данным никто не отменяет.

Елена Хакимова

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.